Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.
Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. - середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индоарийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III - II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия.
Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I века н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев. Среди литературных памятников этого периода особое место занимают «Законы Ману» (II в до н.э. - II в. н.э). Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения.
Актуальность темы исследования. Изучение древней Индии невозможно без изучения социально-экономической истории и культуры Древней Индии и тем более невозможно говорить о древней Индии, не анализируя социальную стратификацию этой страны, включающую, прежде всего кастовую и варновую системы. «Законы Ману» в этом плане являются не только важным социологическим, политическим и историческим памятником древнеиндийской литературы, но и ценным источником для изучения структуры древнеиндийского общества в целом.
Нужно отметить, что правильное и полное изучение государства и права, возможно, только при изучении истории законодательства, a история законодательства должна идти параллельно с историей внутренней жизни общества, они должны друг друга поддерживать и объяснять.
«Современная жизнь нашего общества и современное законодательство не могут быть вполне понятны и ясны, если мы незнакомы с судьбами и историей предшествовавшее жизни и законодательства, ибо везде и во всем последующее имеет тесную связь с предыдущим, в последующем, современном всегда еще много остается от предшествовавшего, прошедшего».
Законы Ману были переведены с санскрита в конце XVIII в., сразу раскрыв многие неясные до того особенности устройства древнеиндийского государства. Здесь подробно и ясно раскрывается суть и обоснование деления общества на варны, а позднее - на касты. Несмотря на кажущуюся бессистемность, в Законах Ману присутствует внутренняя логика, прослеживается тесная связь права с нормами религии и морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами. Законы Ману - это документ глубокой древности, который устанавливает законы праведной жизни для различных социальных групп.
Целью данной курсовой работы является анализ древнеиндийского общества на основе древнеиндийского сборника предписаний «Законов Ману».
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику «Законов Ману»;
- проследить, как началось формирование кастового общества в Древней Индии;
- определить правовое положение высших каст в древнеиндийском обществе;
- определить правовое положение низших каст в древнеиндийском обществе.
При написании курсовой работы были использованы как исторические документы - «Законы Ману», переведенные и прокомментированные учеными-историками, так и художественно-публицистическая литература, посвященная истории Древней Индии.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность данной темы, основной части, состоящей из двух глав: в первой дается общая характеристика «Законов Ману» как сборника этических правил Древней Индии, проводится анализ причин формирования кастового общества; вторая глава посвящена изучению правового положения высших и низших каст древнеиндийского общества. В конце работы делается заключение, содержащее выводы по изученной теме.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.