Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на протяжении последних лет значительно обновилось федеральное избирательное законодательство и законодательство ряда смежных с ним отраслей права. Был принят Федеральный закон № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах"), в соответствии с которым все депутаты Государственной Думы избираются исключительно по пропорциональной системе, а также Федеральный закон № 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому установлены единые даты голосования, упраздняется институт избирательных блоков, а также внесены существенные изменения в статус депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и внутрипарламентскую деятельность.
Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.
Согласно Конституции, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Статус Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно выступает официальным представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формирует и выражает его волю. С наибольшей наглядность это качество проявляется в утверждении государственного бюджета, ратификации и денонсации международных договоров, назначении и освобождении от должности федеральных должностных лиц, решении вопросов войны и мира.
Качество легитимного представительного органа обеспечивается периодическим переизбранием членов обеих палат Федерального Собрания на свободных демократических выборах.
Все гарантии деятельности парламентария можно условно распределить по группам:
- права парламентария;
- гарантии неприкосновенности;
- материально-финансовые и социальные гарантии парламентария.
Степень изученности темы. Исследованию вопроса правового статуса депутатов посвятили свои работы следующие современные авторы: И.С. Данилов, И.П. Окулич, И.В. Захаров, А.В. Норкин. Некоторые аспекты правового статуса депутатов исследовали в своих работах Т.А. Анчуткина, Ю.В. Чепрасов, С.А. Лихачев. Тем не менее, нельзя сказать, что данная тема исследована полностью.
Целью курсовой работы является изучение наиболее важных положений гарантий депутатской деятельности.
Задачи предопределены обозначенной целью и заключаются в следующем:
- рассмотреть понятие и особенности правового статуса депутата Государственной думы;
- изучить гарантии деятельности депутата Государственной Думы.
Объектом исследования является конституционно-правовой статус депутатов.
Предметом исследования является правовое регулирование гарантий депутатской деятельности депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили положения действующего законодательства по указанным вопросам: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, также по исследуемой проблематике использовалась монографическая, научная, учебная и другая специальная литература, статьи в периодических изданиях.
Методологическая основа исследования. При написании работы были использованы следующие методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический, социологический, системного анализа и другие.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.