Подведомственностью называется круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов РФ.
В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ» судебная власть в РФ осуществляется только судами. Судебную систему РФ составляют:
- Конституционный Суд РФ;
- Система судов общей юрисдикции;
- Система арбитражных судов
У всех этих судов законом существует свой круг дел, который они правомочны рассматривать и разрешать.
В статьях 4 и 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды могут осуществлять правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, указанным законом,
В порядке особого производства Арбитражный суд рассматривает дела, возникающие из гражданских правоотношений об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и индивидуальных предпринимателей. Эти категории дел относятся к общей подведомственности дел, отнесенных к Арбитражному судопроизводству, как к одному из видов поведомственности.
Так же существует еще один вид подведомственности – специальная. К специальной подведомственности дел арбитражным судам при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, отнесены споры:
- спор о создании, реорганизации или ликвидации организаций;
- спор об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей;
- споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающими из деятельности этих организаций;
- спор о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основные критерии подведомственности дел арбитражным судам.
Определить подведомственность того или иного спора арбитражному суду возможно опираясь на критерии подведомственности, которые выработаны и широко используются процессуальной наукой и практикой. К таким критериям, позволяющим разграничить предметную компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции относятся: субъектный состав участников спора и характер спорного правоотношения. Критерий субъектного состава участников спора означает, что арбитражные суды рассматривают экономические споры, участниками которых являются юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Второй критерий означает, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений
Совокупность этих критериев позволяет определять подведомственность дел арбитражным судам.
АПК РФ 2002 г. ключевую роль в разграничении подведомственности отводит предметному критерию, поскольку определяющим моментом компетенции арбитражных судов и в Конституции (ст. 125) и в ст. 4,5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» является указание на экономические споры.
По общему правилу, сформулированному в ст. 27 АПК и в других статьях гл. 4 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. Это правило, в основе которого и лежит предметный принцип позволит разграничить подведомственность между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Соотношение категорий подведомственности и компетенции.
Компетенция представляет собой совокупность установленных нормативными правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций.
К компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции отнесено не только рассмотрение и разрешение гражданских дел, но и осуществление некоторых иных полномочий. Критерием разграничения компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции является сфера правоотношений, из которых возник спор. Так, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение и разрешение правовых дел, возникающих в сфере предпринимательских и иных экономических отношений, а также проверка законности судебных актов по этим делам в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и пересмотр их по вновь открывшимся обстоятельствам; обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном судебно-арбитражном деле; разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательских и иных экономических отношений; ведение судебной статистики в арбитражных судах; изучение и обобщение судебно-арбитражной практики применения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательских и иных экономических отношений, и др.
Органы, наделенные правом разрешения юридических дел и осуществления хозяйственной юрисдикции.
Правом разрешать юридические дела, то есть споры о праве и другие правовые вопросы по законодательству России пользуются различные органы гражданской юрисдикции. Такие как:
- органы государства, осуществляющие судебную власть
(Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды, образующие систему судов субъектов Российской Федерации).
- в отдельных случаях, предусмотренных законом – органы исполнительной власти.
- органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды, примирительные комиссии и посредников по коллективным трудовым спорам.
Юридические дела могут разрешаться и иными органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, например, нотариусами.
- граждане России на основании части 3 ст. 46 Конституции РФ и в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане России вправе обращаться за защитой в Комитет по правам человека
Каждый из названных органов вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, то есть подведомственны ему.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.