Исходный постулат во взглядах всех представителей социально-культурной антропологии (М. Мид, Н. Рулан и др.) – внимание к самобытной культуре, не столько к общему, сколько к особенному в правовых явлениях, к особенностям правовых систем и явлений в традиционных и современных обществах с позиций плюрализма культурных традиций.
Социально-культурной антропологией выделяются всеобщие антропологические константы, определяющие культурные универсалии (представления о добродетели и пороке, о смысле жизни, неприкосновенности человеческой жизни в определенных обстоятельствах, запрет кровосмешения, права индивидов на определенные предметы хозяйственного и культурного обихода), на основе которых возникают минимальные стандарты, структуры внешнего поведения, знания, дающие возможность выживать членам общества.
Так формируется определенный конформизм в поведении и возникает мораль, включающая общие механизмы согласия, а с ними и право, конкретизирующее мораль. Особое внимание обращается на содержание права как на систему взаимных обязательств, пронизывающих структуру всех обществ – семейных, территориальных, трудовых, спортивных и т.д. Право определяется функцией, а не внешней формой проявления. Главная функция права – функция взаимности, которая связывает между собой индивидов и группы.
Это определяет плюрализм в отношении источников права. Не только государство, но и различные большие и малые коллективы участвуют в процессе формирования права и в нормотворчестве.
Необходимо исследование права не только как нормы, но и как процесса. Правовой процесс должен анализироваться как в плане разрешения конфликта, определения вины, санкции, так и как процесс общения, поведения, движения интересов, взаимных обязательств, договоров, обмена, управления, воспитания, правового сознания.
Морально-этические установки человека традиционного общества обусловлены религиозным (как вариант — мифологическим) сознанием и служат основной опорой правопослушного поведения. Именно на этой основе зарождается этика как учение о моральных ценностях и моральных нормах, в его морально-этическом облике очевидна определенная целостность, а самой традиционной цивилизации присуща внутренняя стабильность, обеспечиваемая и средствами права.
Долгое время считалось, что цивилизационная эволюция человечества определялась нарастанием степени сложности. При этом игнорировалось, что, во-первых, так называемая мировая европейская цивилизация — это не более чем тончайший слой на толще локальных цивилизаций и культур, во-вторых, культурная эволюция чаще всего шла не по однолинейному пути совершенствования простых форм и их изменения в сторону более сложного состояния, что нередко приводило к стагнации, регрессу, упадку великих цивилизаций.
Применительно к праву и правовому измерению человеческого бытия с высоты накопленных наукой и практикой знаний антропология права говорит о нескольких великих современных цивилизациях, определявших и продолжающих определять развитие "правовых семей", таких, как европейская, китайско-дальневосточная, мусульманская, индо-буддийская, африканская, стоит также упоминать великие цивилизации прошлого (вавилонско-шумерскую, египетскую, доколумбовую американскую, евразийско-кочевую .). Во всех них право являлось и является инструментом развития общества, отражающий их непрерывность и динамизм в социальном развитии.
Юридическая антропология рассматривает право как инструмент, способный быть оригинальным в силу содержания и своеобразия его применения в различных обществах. Важно не замыкаться в кругу общих устоявшихся понятий и традиций юридического мышления, но видеть, кроме универсального, и своеобразие.
С конца 1990-х гг. антропология права получила развитие в России как в творчестве этнографов (Н.И. Новикова), так и в работах юристов (А.И. Ковлер). К парадигмам российского антропологического изучения права можно отнести: эволюционную парадигму, неоэволюционную, парадигму функционализма, конфликтологическую парадигму, этнокультурную парадигму.
Предметом исследования антропологии права в России являются этническая правовая культура, ее ценности, традиции, нормы, правовые архетипы, этноправовой менталитет, обычаи и правовые традиции.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.