Прежде всего, необходимо провести анализ деятельности Федерального уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также уполномоченных по правам человека субъектов.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. Также регламентация его деятельности осуществляется Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ.
Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ Уполномоченный способствует:
восстановлению нарушенных прав,
совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
развитию международного сотрудничества в области прав человека,
правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Длительное время институт Уполномоченного по правам человека не находил достаточного уважения и доверия в Российской Федерации. Однако пример деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ О.О.Миронова убедительно показывает, как в течение трех лет работы этот институт находит свой путь развития, постепенно завоевывая симпатии общественного мнения и готовность к сотрудничеству со стороны первоначально настроенных резко отрицательно правозащитников. На уровне субъектов РФ – это Уполномоченные по правам человека в Саратовской и Смоленской областях А.С.Ландо и В.Е.Осин, по этому же пути идет развитие и Уполномоченного по правам человека в Астраханской области В.В.Виноградова, свой путь постепенно находит и Уполномоченный по правам человека в Свердловской области В.В.Машков.
Следующий институт, подлежащий изучению Комиссии по правам человека при Президенте РФ и при главах регионов.
Комиссия по правам человека при Президенте РФ была создана еще в 1994 г. и ее председателем стал С.А.Ковалев. Позже, после острой критики Ковалевым действий Российской власти во время первой чеченской войны, председателем комиссии был назначен ученый-юрист с опытом работы в международных организациях. В.А.Карташкин. Сразу после победы Б.Н.Ельцина на выборах президента РФ в 1996 им был издан Указ, в соответствии с которым комиссии по правам человека должны были создаваться при Главах администраций во всех субъектах Российской Федерации. Главной целью деятельности таких комиссий являлось содействие главам администраций в обеспечении соблюдения прав человека в субъектах РФ. За прошедшее с момента издания этого Указа соответствующие комиссии были созданы примерно в двух третях субъектов РФ.
В связи с порядком организации деятельности указанных комиссии (образуется главой администрации, состав определяется главой администрации, финансирование за счёт администрации) говорить о их независимости не представляется возможным. Ярким примером указанной позиции, может служить комиссия по правам человека при Губернаторе Краснодарского края, созданная осенью 1998 г. В первой публикации о деятельности комиссии было сказано, что одной из задачей комиссии будет координация работы всех правозащитных организаций края.
Основным вопросом развития и деятельности указанных институтов государственной власти является их независимость от политики и действующей власти. В противном случае указанные органы будут лишь номинально существовать и не выполнять возлагаемых на них функций. С учётом настоящего положения дел в Российской Федерации и вектора ее развития, говорить о полной независимости Уполномоченного по правам человека при принятии решений в рамках своей компетенции достаточно затруднительно.
Комиссия по правам человека при Президенте РФ, а также при главах регионов имеют существенные недостатки. Их деятельность полностью подчинена президенту (главам регионов). Соответственно, имеются существенные рычаги воздействия на принимаемы решения.
Международная практика показывает, что единственным верным путем развития указанных органов может являться представление независимости и отсутствии давления при принятии решений.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.