Ведомственный контроль за ОРД предусмотрен ст. 22 ФЗ «Об ОРД», в которой говорится, что руководители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ. Порядок реализации внутреннего контроля за законностью осуществления ОРД определяется соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами. Данный контроль осуществляют руководители ОРО и иные должностные лица, наделенные контролирующими и инспектирующими функциями (должностные лица инспекторских, организационных, кадровых и других подразделений ОРО).
Контроль осуществляется следующими способами:
личное участие руководителей в организации, планировании (проведении) ОРМ;
санкционирование заведения дел оперативного учёта;
контролирование сроков ведения и обоснованности их прекращения;
изучение материалов, полученных в результате выполнения ОРМ, иных документов, имеющие отношение к ОРД, и принятие по ним решения;
дача, как правило, в письменной форме, указаний о дальнейшей работе по осуществлению оперативной проверки;
санкционирование заключения контракта с лицами, сотрудничающими с органами, осуществляющими ОРД;
составление мотивированных постановлений о проведении ОРМ, предусмотренных ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об ОРД»;
заслушивание исполнителей ОРМ;
назначение проведения служебных проверок;
рассмотрение жалоб и заявлений граждан.
Руководитель ОРО при установлении им фактов нарушения прав человека и гражданина, пренебрежения правилами конспирации в ходе ОРД, разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну, а также иных нарушений обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять соответствующие меры, включая восстановление и возмещение причиненного вреда, привлечение виновного к ответственности. В случае нарушения законности он также обязан проинформировать об этом прокурора.
Должностные лица, уполномоченные на осуществление ОРД, при проведении ОРМ подчиняются только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, они обязаны руководствоваться законом, а если имеются основания полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или могло быть совершено преступление, - сообщать об этом вышестоящему начальнику или прокурору.
Таким образом, контролю подвержены не только исполнители, но и руководители, отдающие приказы и указания.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.