В пределах романо-германской правовой системы нет единого представления об источниках права. Но это не означает, что среди исследователей, занимающихся проблемами этой правовой семьи, не выработано общего о них и их специфике представления. Любой юрист континентального права будет искать решение того или иного вопроса в нормах права, закрепленных в нормативно-правовых актах, в то время как юристы общего права будут в первую очередь искать справедливость в судебных решениях.
Источник права представляется не в одном, а в нескольких аспектах, с учетом всех субъективных и объективных факторов, оказывающих на него влияние. Поэтому источник права понимают в историческом, социологическом, философском и иных смыслах. Но несмотря на такое многообразие традиционно доминировал формально-юридический подход, согласно которому под источником права понимают форму выражения права вовне: нормативно-правовой акт, прецедент, правовой обычай, нормативный договор, юридическая доктрина, религиозные тексты. Также выделяют как источник общеправовые принципы. При этом ведущая роль отводится закону.
Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Европейские юристы, имеющие дело с континентальны правом, всегда предпочитали и приветствовали приоритет статутного права. Как пишет Р. Давид, закон – это, по-видимому, в наши дни «первостепенный, почти единственный источник права в странах романо-германской правовой семьи.» Все эти страны – страны писаного права. Другие источники права занимают «подчиненное место по сравнению с предпочитаемым классическим источником права – законом».
У каждой национальной правовой системы есть свои особенности в области источников права. В одних странах уделяется больше внимания делегированному законодательству, чем в других. В Греции, Франции большое значение придается правовым доктринам и общим принципам права, которые наделяются статусом первичных источников права. К таким принципам относят: принцип приверженности правам человека, принцип национального суверенитета, принцип выражения в праве общей воли; принцип свободы действий, состоящий в предоставлении «делать все, что не приносит вреда другому» и др.
Но существует общность различных видов источников права, характера их взаимосвязи взаимодействия. Общими источниками права являются:
1)нормативно-правовые акты во главе с законом;
2)правовые обычаи, формирующие систему норм, именуемых обычным правом;
3)прецеденты, которые являются общепризнанными источниками права, но которые в некоторых странах (например в Германии) нередко оспариваются;
4)нормативные договоры, и в особенности международные;
5)общие принципы права, именуемые еще как высшие принципы, в соответствии с которыми должна строиться деятельность судов и других государственных органов;
6)доктрины, с помощью которых вырабатываются многие принципы романо-германского права.
Источники права подразделяются также в зависимости от способа их оформления и формы их внешнего проявления на писаные и неписаные, формальные и неформальные. К последним относятся правовые традиции, общие принципы права. Но определяющую роль играют писаные источники права, и особенно нормативно-правовые акты.
В зависимости от юридической силы, социальной значимости и степени их распространенности они классифицируются на первичные и вторичные. Первичные охватывают нормативные акты и обычаи с несомненным преобладание первых над вторыми. Иногда сюда относят общие принципы права. Ко вторичным источникам относят прецеденты и научные труды известных ученых-юристов. Они могут иметь юридический вес тогда, когда первичные источники полностью отсутствуют или же когда не полны или не ясны. Их использование вовсе не является необходимым или обязательным. Они не могут противоречить, а тем более изменять первичные источники права.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.