В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» на государственных служащих распространяется действие федерального законодательства о труде, поскольку соответствующего специального нормативного правового акта в административном праве пока нет. Поэтому соответствующие статьи Трудового Кодекса РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих. В частности, применяются правила о материальной ответственности работника, предусмотренные главой 39 Трудового кодекса РФ, согласно которой взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба работодателю, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих.
Соответствующие нормы материальной ответственности военнослужащих содержатся в Федеральном законе от 12 июля 1999 г. №161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Закон определяет условия и размеры материальной ответственности этих лиц, а также порядок установления размера причиненного ущерба и его возмещения.
Содержание материальной ответственности по административному праву в этом случае заключается в возложении обязанности возместить ущерб, причиненный государству в результате противоправного, виновного действия (либо бездействия), которое совершено при исполнении лицом своих служебных обязанностей. Сам же вред носит имущественный характер.
Взыскание ущерба с военнослужащих является разновидностью дисциплинарного принуждения. Административным правом регулируются не только основания, но и порядок привлечения названных выше лиц к материальной ответственности. Он отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом. На основании вышеназванного закона – имущественный ущерб может быть взыскан с любых военнослужащих, в том числе призванных на сборы военнообязанных.
Возмещение ущерба военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной или дисциплинарной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государству. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Карательные и право восстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу.
Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. При этом размер взыскиваемой суммы не может превышать размера двух средних месячных заработков правонарушителя. Так, например ст. 8 Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» говорит о том, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.