Во второй половине 50-х годов Четвертая республика оказалась в состоянии глубокого политического кризиса. Неспособность правящих партий завоевать доверие большинства избирателей, разрыв между официальными декларациями и реальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали авторитет парламентской системы. Зависимость Франции от США, падение ее международного престижа, бесконечные колониальные войны вызывали острую критику широких слоев населения, в том числе части буржуазии.
Все основные партии Четвертой республики, за исключением компартии, оказались расколотыми. Почти в каждой из них имелись сторонники ультраколониализма и их противники; приверженцы «интеграции Европы» и защитники национальной независимости.
Парламентские выборы, состоявшиеся в январе 1956 г., показали, что в стране происходит сдвиг. Первое место опять заняла Коммунистическая партия. На второе место вышла Социалистическая партия, объединившаяся с левыми радикалами и близкими к ним группировками в «Республиканский фронт». В общей сложности коммунисты и партии Республиканского фронта располагали большинством в Национальном собрании, но лидеры Республиканского фронта не желали сотрудничать с коммунистами.
В марте 1956 г. Правительство «Республиканского фронта» признало полную независимость Туниса и Марокко; в июне – заявило о предоставлении местного самоуправления коренным жителям французских колоний в Тропической Африке. Оно обещало восстановить мир в Алжире, но вскоре под давлением колонизаторов отказалось от своих обещаний и продолжало войну, перебрасывая в Алжир все новые и новые подкрепления. Осенью 1956 г. Правительство Ги Молле участвовало в англо-франко-израильской агрессии против Египта. Лишившись после этого голосов депутатов-коммунистов, но не получив поддержки правых, оно было вынуждено уйти в отставку.
После отставки Ги Молле политическая обстановка еще более осложнилась. Политическая система Четвертой республики с ее постоянными правительственными кризисами, была дискредитирована. 13 мая 1958 г. Ультраколониалисты подняли мятеж и захватили власть в столице Алжира. При поддержке командования находившейся в Алжире армии они потребовали передать власть де Голлю. 15 мая де Голль заявил, что готов «взять на себя власть Республики» при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и пересмотра конституции 1946 г. 1 июня 1958 г. Национальное собрание большинством голосов выразило доверие сформированному де Голлем правительству, в которое вошли представители всех главных партий, за исключением коммунистов. Против голосовали только коммунисты и отдельные левые депутаты, в том числе П. Мендес-Франс и Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новой конституции.
Затем Национальное собрание разошлось на " каникулы" и больше не собиралось.
Четвертая республика перестала существовать.
Вернувшись к власти, генерал де Голль немедленно приступил к подготовке новой конституции. 28 сентября 1958 г. Ее проект был вынесен на референдум. Вместо парламентской республики во Франции создавалась президентская республика, в которой президент являлся главным центром власти.
Сохраняя республику и признавая все политические и социальные права, зафиксированные в конституции 1946 г., проект новой конституции значительно расширял полномочия президента.
Согласно проекту, президент республики, избираемый на 7 лет сложной системой косвенного голосования, осуществлял функции главы государства и вооруженных сил. Он председательствовал в Совете министров, назначал премьер-министра и министров, осуществлял назначения на все высшие гражданские и военные должности, пользовался правом законодательной инициативы, мог вернуть любой закон на повторное рассмотрение в парламент или вынести его на референдум. Президент имел право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти в случае угрозы республике или независимости нации.
Полномочия парламента, состоявшего из двух палат – Национального собрания и Сената, - были существенно меньше, чем в Четвертой республике. Парламент принимал законы и бюджет, утверждал программу правительства, но он не мог ни контролировать, ни сместить президента. Правда, правительство было обязано уходить в отставку, если Национальное собрание абсолютным большинством голосов примет особую «резолюцию порицания», но в этом случае президент мог распустить парламент и назначить новые выборы.
Во время референдума за проект конституции проголосовало большинство избирателей. От трети до половины избирателей, поддержавших проект конституции, считали, что в случае его отклонения и отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.