Наряду с организационным аспектом организации информационной работы по предупреждению правонарушений в таможенной сфере, представляет интерес содержательного наполнения информации, направленной на достижение указанных целей.
Проводимую в настоящее время таможенными органами информационную работу по предупреждению правонарушений, не сложно рассмотреть в этом аспекте, используя модель, представленную на рис.3.
Итак, существующую профилактическую информацию можно разделить на следующие категории:
а) сведения о раскрытых правонарушениях;
б) информация о действующем законодательстве;
в) информация о работе таможенных органов (PR);
г) информация о проводимых мероприятиях, направленных на выявление и пресечение правонарушений;
д) анализ запросов СМИ (как элемент обратной связи);
Как отмечалось ранее, весь информационный поток рассчитан исключительно на весь спектр общества и/или на СМИ и МК, как его информационный элемент и фильтр.
Существующее положение закреплялось и в рамках правового поля, путем издания ведомственных нормативных актов, например приказа ГТК РФ от 04.11.2000 г. «Об основных направлениях информационно- пропагандистского обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации и о плане их реализации в 2000-2001 г.г.» Небезынтересно отметить, что нигде в указанном документе не затронуты вопросы предупреждения правонарушений или формирования законопослушного поведения граждан, а как основная цель проведения информационно-пропагандистского обеспечения продекларировано «создание информационного пространства для информирования .» путем «организации информационно-разъяснительной работы…» и «взаимодействия с редакциями…». Неудивительно, что и критерием эффективности проводимой работы стало достаточно неконкретное «благоприятное отношение общества к проводимой таможенной политике .».
Однако, следует отметить, что содержательный аспект профилактической информации по предотвращению таможенных правонарушений практически ни чем не отличается от подобной работы, проводимой другими правоохранительными органами. Это было бы оправдано и справедливо, если бы не существенная разница в субъекте информационного воздействия: если криминализация охватила практически все слои общества, то потенциальный субъект таможенных правонарушений имеет в нем ярко выраженные характеристики.
Таможенные органы имеют возможность существенно улучшить информационную деятельность по предупреждению правонарушений с учетом существования ярко выраженного субъекта воздействия, отработки наиболее значимых каналов получения им информации и реальной возможности формирования каналов обратной связи.
Тем не менее, существующие категории информационного воздействия таможенных органов на участников внешнеэкономических правоотношений представляются противоречивыми и взаимоисключающими: с одной стороны, попытка сформировать положительный образ таможенного органа (PR акции), с другой, попытка угрозы, применения санкций с его стороны (сведения о правонарушениях и спецоперациях). Возникает, так называемый, «когнетивный дессонанс», не способствующий эффективному восприятию информации.
Представляется нужным отметить необходимость изменения подхода к содержанию информации создаваемой таможенными органами как в целом, так и в рамках проводимой информационно- профилактической работы с учетом потребностей современного российского общества и отдельных его страт. Психологический аспект формируемой информации не сложно скорректировать без дополнительных затрат силами существующих служб психологов таможенных органов.
Причем, наиболее актуальной парадигмой информационного воздействия на социум представляется «убеждающая коммуникация» - вид информационного воздействия с целью изменения состояния, характеристик человека в ситуации его противодействия этим изменениям.
В работе рассмотрены терминологические понятия «информационной системы» применяемые в ИАО правоохранительной деятельности. Затронуты актуальные вопросы информационного обеспечения предупреждения правонарушений в таможенной сфере и предложены пути их решения. В частности, отмечены организационные недостатки существующей системы формирования профилактической информации, отмечена ее ограниченная эффективность и отсутствие системы анализа обратных информационных связей. Предложена новая модель информационной системы позволяющая, по мнению автора, создать более эффективную информационно-аналитическую систему по управлению информационным процессом предупреждения правонарушений. Отмечена необходимость изменения содержательного наполнения информации таможенных органов с учетом существования целевой аудитории, основному субъекту направленного воздействия правоохранительной информации и его характеристикам, актуальность информационного воздействия направленного на сознательное изменение поведение лиц участвующих в таможенных (внешнеэкономических) правоотношениях.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.