Верховный Суд Российской Федерации, опираясь на положения Конституции Российской Федерации, где прямо указано, что административные дела подсудны судам общей юрисдикции (статья 126), инициировал создание административных судов именно в системе судов общей юрисдикции.
Особенность административного судопроизводства в том, что субъектом юрисдикции по административным делам выступают не исполнительные органы, а судьи, и рассмотрение таких дел осуществляется по правилам судопроизводства.
Другой насущной проблемой современного правового развитии Российского государства является расширение и систематизация нормативно-правового регулирования административного процесса на законодательном уровне. В ходе административной реформы она свелась, по сути дела, к подзаконному регулированию административных функций органов исполнительной власти посредством административных регламентов и инструкций. Между тем опыт современных государств показывает не только возможность, но и необходимость «процессуализации» публичного административного процесса именно на законодательном уровне.
Кроме того, опыт зарубежных стран показывает также и возможность принятия единого административно-процессуального кодифицированного акта, объединяющего административно-процедурный и административно-юрисдикционный процессы. В настоящее время к его концептуальному обеспечению отечественная теория административного процесса пока явно не готова, но определенные шаги в этом направлении предпринимаются.
Таким образом, в Российской Федерации давно встал вопрос необходимости расширения «законодательного административно-процессуального поля». Так же, учреждение системы административных судов обуславливает необходимость принятия процессуального кодекса, который должен определить порядок административного судопроизводства, отразить специфику и принципы административной юстиции и обеспечить эффективную деятельность будущей новой ветви системы судов.
Важный шаг в этом направлении сделала Государственная Дума Федерального Собрания РФ, приняв в первом чтении внесенный Президентом РФ Кодекс административного судопроизводства, призванный регламентировать процесс разрешения административных споров. При этом вопрос о законодательной регламентации порядка осуществления управленческой деятельности органами исполнительной власти по-прежнему остается открытым. Причины сложившегося положения связаны не только с особенностями механизма формирования политической воли, но и в значительной мере с нерешенными проблемами отечественной теории административного процесса.
Волкова В.В. определяет в своем учебном пособии следующие задачи процессуального кодекса:
облегченный доступ гражданину или организации к правосудию путем установления специальных процессуальных сроков и правил обращения в суд, подготовки дела к рассмотрению и самого рассмотрения административного дела;
оказание юридической помощи гражданину в подаче обращения (административной жалобы в суд);
активную роль суда в защите прав заявителя жалобы;
возложение бремени доказывания на орган публичной администрации, поскольку процессуальное положение сторон в административном споре должно компенсировать неравенство в положении субъектов публичного права;
справедливое разрешение административного спора и оперативное исполнение судебного решения.
Таким образом, Административное судопроизводство – необходимый органический элемент административного процесса. Необходимость введения этого института теперь уже не вызывает сомнений. Единственная проблема заключается в том, в каких организационно-правовых формах наиболее эффективно будет действовать этот институт в современных условиях. Но это проблема, которую уже должен решить сам законодатель.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.