Административный процесс имеет сложную структуру, которая еще недостаточно исследована и вызывает бурные споры ученых. Учитывая большое разнообразие административно-процессуальной деятельности возникает насущная необходимость упорядочения административного процесса, выделения в нем стройной и логичной структуры.
Кроме того, важнейшей проблемой современного развития административного права и процесса является кодификация административно-процессуальных норм, которая непосредственным образом связана с исследованием структуры административного процесса. То есть вопрос о структуре административного процесса будет решен с принятием кодифицированного акта.
Под структурой административного процесса понимается совокупность составляющих его элементов. Это процессуальные действия и группы действий, объединённые по каким-либо общим основаниям и признакам.
Д.Н. Бахрах предлагает весьма интересную конструкцию административного процесса – административные процесс состоит из тех групп (видов, типов) производств, которые называются также видами административного процесса. Каждая группа производств имеет сходство процессуальной формы и юридического результата, некоторые общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак – вид процессуальной деятельности: правотворческая, правонаделительная, юрисдикционная.
Административно-правотворческие производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию нормативных административных актов. (например, по принятию постановлений и распоряжений Правительства, локальных нормативных правовых актов, приказов, инструкций министерствами, агенствами, ведомствами и т.д.)
Административно-правонаделительные производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию и исполнению распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов и иных актов, осуществляемая в процессуальной форме (лицензирование, регистрация, аттестация, стандартизация и др.)
Административно-юрисдикционные производства – деятельность субъектов публичного управления и судов по разрешению споров, возникающих в сфере управления, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. К ним, например, относится производство по делам об административных правонарушениях относятся производства.
В литературе предлагаются и другие решения этого вопроса. Так, Ю.Н. Старилов в административном процессе выделяет такие его разновидности: управленческий, административно-юрисдикционный и административное судопроизводство.
Признавая отсутствие единой точки зрения по проблеме структуры административного процесса, необходимо все же избрать определенную конструкцию, которая позволит наиболее оптимально сгруппировать административные производства в структуре административного процесса.
Базовым элементом структуры административного процесса является административное производство. По мнению ученых, любое процессуальное производство содержит три компонента: процессуальные правоотношения, процессуальное доказывание и процессуальные акты-документы. Все указанные положения вполне применимы и к административному производству, которое представляет собой нормативно урегулированный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных управленческих дел и принятию административно-правовых актов.
Количество административных производств огромно, кроме того, постоянно появляются новые производства. Это связано с тем, что в сфере государственного управления непрерывно возникают новые общественные отношения, которые требуют своего нормативного закрепления. Таким образом, перечень индивидуальных управленческих дел постоянно пополняется, порядок разрешения многих из них оформляется административно-процессуальными нормами и, следовательно, увеличивается количество административных производств.
В административном процессе нет единой процессуальной формы, в которой бы могли осуществляться все составляющие его виды деятельности. Поэтому, административные дела, разрешаемые в рамках единого административного процесса отличаются и по содержанию, целям, результатам, и по процессуальным правилам ведения дела. Сходные по своим характеристикам дела относятся к конкретному виду производства.
По поводу соотношения административного производства и административного процесса в юридической литературе высказываются различные точки зрения, однако, на наш взгляд, логично будет полагать, что административное производство и административный процесс соотносятся как часть и целое. Административный процесс включает множество административных производств, построение которых в определенном порядке и составляет его структуру.
Как справедливо отмечают большинство административистов (Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, В.В. Волкова, Е.В. Трофимов, Л.Л. Попов, А.Б. Зеленцов, А.А. Стахов, М.А. Лапина и др.) административный процесс включает в себя три составляющие – административные процедуры, административную юрисдикцию и административную юстицию (см. рис. 2).
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.