Индивидуальные акты очень разнообразны. Это - и договоры, и плановые акты, и судебные акты, и акты судебных исполнителей. Они выполняют различные функции и поэтому принадлежат к различным частям механизма правового регулирования. Объединяет их одно – все они в отличие от нормативных велений носят индивидуальный характер, т. е. распространяются только на данный, конкретный, индивидуальный случай.
По своему месту в механизме правового регулирования индивидуальные акты подразделяются на следующие основные виды:
а) индивидуальные акты-регламентаторы, при помощи которых на основе юридических норм достигается индивидуальная регламентация общественных отношений (плановые акты, договоры и др.);
б) правообеспечительные акты, при помощи которых обеспечивается реализация субъективных юридических прав и обязанностей на основе властной, принудительной деятельности органов государства (акты юрисдикционных органов, акты исполнительных органов и др.);
в) акты соблюдения и использования (исполнения) юридических норм, при помощи которых выражается фактическая реализация субъективных юридических прав и обязанностей, их фактическое воплощение в реальных жизненных отношениях.
Указанные акты выполняют в механизме правового регулирования различные функции.
Индивидуальные акты-регламентаторы вместе с нормативными обеспечивают полную и всестороннюю регламентацию общественных отношений. Правообеспечительные акты входят в область реализации права; они гарантируют надлежащее осуществление прав и исполнение обязанностей в условиях, когда возникают определенные препятствия.
Акты соблюдения и использования юридических норм имеют самостоятельное значение в механизме правового регулирования, они характеризуют завершающую стадию процесса регулирования — стадию реализации субъективных юридических прав и обязанностей.
В целом же значение индивидуальных актов состоит в том, что они призваны обеспечить индивидуализированное действие механизма правового регулирования, при котором достигается учет конкретной обстановки, устраняются возникающие препятствия, юридически закрепляются результаты поведения участников общественных отношений.
Особую роль в механизме правового регулирования играют акты применения права. Как правило, они дополняют, усиливают властность юридических норм, конкретизируют властные предписания нормативных актов к данной, конкретной обстановке.
Например, при отсутствии добровольного исполнения юридической обязанности властный акт суда служит дополнительным властным подтверждением обязательности исполнения данных действий, обеспечивающим полное и реальное исполнение юридической обязанности, применение мер государственно-принудительного воздействия и т. д.
Исследовав и проанализировав тему курсовой работы целесообразно сделать следующие выводы:
Правовой акт – это выражающее волю субъекта права и оформленное в установленном порядке решение, содержащее правовые средства (предписания), призванное достигать соответствующих целей (регулировать общественные отношения) и влекущее определенные результаты (юридические последствия).
Правовые акты, имея общие признаки, весьма разнообразны по своей природе. Их классифицируют по отраслевой принадлежности, в зависимости от формы выражения волеизъявления, их формы (содержания), а также нахождения правовых актов в механизме правового регулирования.
В своей работе основное внимание я уделила на изучение нормативных и индивидуально правовых актов.
Нормативно-правовой акт является одним из важнейших источников права в современном государстве. В нем выражается большинство правовых норм, регулирующих наиболее важные, с точки зрения интересов личности, общественные отношения. Основными признаками нормативно-правового акта является то, что он: создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом), в нем содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Существует немало классификаций нормативно-правовых актов, которые показывают разнообразие их форм и содержания. Однако наиболее значимой является классификация нормативно-правовых актов по юридической силе. В зависимости от нее нормативно-правовые акты разделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.