5. Создание преувеличенного представления об осведомленности следователя. Сущность этого приема заключается в том, что следователь, не обманывая допрашиваемого, в то же время убеждает его в своей осведомленности. Это может достигаться, во-первых, умением вести себя определенным образом, во-вторых, с помощью достоверной информации (отдельные детали биографии, факты из дела и т.д.). В результате у допрашиваемого создается впечатление, что следователь знает не только отдельные подробности дела, но и все остальное. Это в итоге может заставить обвиняемого дать правдивые показания.
6. Использование фактора внезапности. Т. е. следователь делает что-то неожиданно, но правомерно, используя при этом невербальные компоненты общения;
7. Демонстрация «симпатии» следователя к личности другого участника преступления. При этом он надеется на чувства, возникающие у обвиняемого. Однако допрашивающий должен быть объективным и мн. др.
Важную роль играют также уже рассмотренные выше приёмы, направленные на оказание мнемической помощи в случае затриднения обвиняемого, вызванного процессом забывания событий происшедшего.
Не менее важными, на мой взгляд, являются и такие приёмы, как убеждений, снятие напряжения, использование положительных свойств личности допрашиваемого и его «слабых» мест, «инерции», отвлечения внимания и целого ряда других. К сожалению, нет возможности осветить их все в рамках данной курсовой работы.
Итак, мною была проделана работа по изучению психологических и тактических приёмов допроса обвиняемого как средств доказывания по уголовным делам, и в завершении следует обратиться к её результатам. В процессе исследования данной темы я пришла к следующим выводам:
Во-первых, существует несколько точек зрения на понятие «показаний», и в каждой из них есть рациональное зерно. В общем же виде показания обвиняемого следует рассматривать как сведения о фактах, подлежащих установлению по делу, т.е. отвечающих требованию относимости, сообщенные обвиняемым по правилам, предусмотренным УПК РФ, т.е. в надлежащей форме и в рамках надлежащей процедуры, отвечающих требованию допустимости.
Во-вторых, допрос обвиняемого представляет собой двоякое явление, с точки зрения уголовного процесса и криминалистики – это процесс получения показаний в качестве средства доказывания, а с позиции судебной психологии – это процесс специфического общения допрашивающего и допрашиваемого.
В-третьих, обвиняемый – наиболее информированный и в то же время психологически сложный источник показаний. Поэтому при его допросе необходимо учитывать ряд психических особенностей этой категории лиц, в частности: состояние подавленности, депрессии, большую заинтересованность в исходе дела, отсутствие в большинстве случаев намерения к добровольному признанию, повышенный самоконтроль и т.д.
Что касается системы приёмов допроса и допроса обвиняемого в частности, то их, в первую очередь подразделяют на тактические и психологические, хотя грань между ними бывает размыта. Существует множество классификаций тактических приёмов (по объёму, в зависимости от личности допрашиваемого и др.) Но самой значимой, на мой взгляд, является та, которая проводится по основанию законодательной регламентации:
Тактические приёмы, предусмотренные УПК РФ:
а) предписывающие определённый образ действия следователя в процессе производства следственного действия (ч. 1 ст. 189, ст. 188 УПК РФ…);
б) приёмы, применение которых зависит от усмотрения следователя (ч. 1 ст. 187, ч. 4 ст. 189 УПК РФ и др.);
в) предписания, запрещающие тот или иной образ действий следователя (ч. 2 и ч. 3 ст. 187 УПК РФ и др.)
Эти нормы закона являются определяющими и носят сквозной характер.
Тактические приёмы, непредусмотренные УПК РФ. Они способствуют реализации следственного действия применительно к конкретной ситуации, складывающейся в ходе расследования, помогают его эффективному проведению.
А психологические приёмы допроса подразделяют в зависимости от стадии допроса и складывающейся ситуации:
– приёмы, используемые для установления психологического контакта с допрашиваемым и его поддержания в ходе допроса;
– психотехники конфликтного взаимодействия;
– приёмы, используемые в бесконфликтной ситуации;
– приёмы, направленные на срыв позитивного общения;
– приёмы, направленные на оказание мнемической помощи;
– приёмы, изобличающие во лжи и т.д.
Практическое значение тактических и психологических приёмов допроса обвиняемого переоценить невозможно, так как без их применения невозможно получить достоверные показания допрашиваемого, что нашло своё отражение при их предметном рассмотрении.
Подводя итоги данной курсовой работы, я считаю свою цель достигнутой, а задачи – решёнными. Своё продолжение она найдёт в содержании моего дипломного исследования.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.