Материалы по праву » Защита прокурором трудовых прав и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве » Обращение прокурора в суд с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения

Обращение прокурора в суд с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения

Страница 1

Прокурор в силу ч.1 ст.251 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту трудовых прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц по делам, возникающим из публичных правоотношений, о признании нормативных правовых актов, противоречащих закону, и о признании их недействующими полностью или в части, рассмотрение и разрешение которых судом осуществляется по правилам искового производства с особенностями, предусмотренными ст.245-253, 259-261 ГПК РФ, а также с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение одного месяца со дня его подачи прокурором. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие прокурора, извещенного о времени и месте судебного заседания. Отказ прокурора, обратившегося в суд, от своего требования не влечет прекращение производства по делу, а признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда не обязательно. Данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (ч.1 и 2 ст.251 ГПК РФ). Исключение составляют дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, проверка законности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ч.3 ст.251 ГПК РФ).

В соответствии с ч.4 ст.251 ГПК РФ прокурор подает заявление об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в ст.26 и 27 ГПК РФ, по подсудности в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт, а при оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих трудовые права и законные интересы граждан, направляет заявление в Верховный Суд РФ (п.2 ч.1 ст.27 ГПК РФ).

При подготовке искового заявления в суд прокурору необходимо учитывать, что оно должно соответствовать требованиям к форме и содержанию таких заявлений, установленных ст.131 ГПК РФ, и особенности их подачи в суд. Согласно ст.247, ч.4, 5 ст.251 ГПК РФ такое заявление должно содержать следующие данные: наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт; наименование и дату этого акта; какие трудовые права, законные интересы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются им или его частью.

Прокурор к своему заявлению приобщает копию оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ прокурор должен требовать признания судом нормативного правового акта или его части противоречащим закону и не действующим полностью или в части со дня его принятия.

Предмет исковых требований по спорам о признание акта, противоречащим закону полностью или в части, следует определять с учетом п. "к" ч.1 ст.72, ст.76 Конституции РФ, ч.1 ст.6 ТК РФ. Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти (ч.2 ст.6 ТК РФ).

Оспариваемый прокурором противоречащий закону акт должен быть: нормативным правовым; принят и опубликован в установленном законом порядке; им нарушаются трудовые права, свободы и законные интересы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, лиц, обращающихся в суд (ч.1 ст.251 ГПК РФ). Неопубликованный в установленном порядке нормативный правовой акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами гл.25 ГПК РФ, а не гл.24.

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов предусмотрен Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. (в ред. от 22 октября 1999 г); Указом Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. (в ред. от 28 июня 2005 г); постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" от 13 августа 1997 г. (в ред. от 30 сентября 2002 г).

Заявление прокурора не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном гл.23 ГПК, если имеется спор о праве. Оно остается без движения, о чем суд выносит определение с указанием необходимости оформления прокурором искового заявления с соблюдением ст.131 и 132 ГПК РФ. Суд вправе отказать прокурору в принятии заявления, если имеется вступившее в силу решение суда о законности оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица по основаниям, указанным в нем, а если это будет установлено в ходе рассмотрения дела, то прекратить производство по делу, возникшему из публичных правоотношений в порядке, предусмотренном ст.248, ч.8 ст.251 ГПК РФ.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru