Особое внимание законодательной защите информационных прав граждан уделено в Конституции РФ. Конституционный статус информационных отношений закреплен в ст. 24, ст. 41 (п. 3), ст. 42. При этом ст. 24 (п. 2) определяет субъекты информационных правоотношений: с одной стороны субъектом являются органы государственной власти, органы местного самоуправления (их, соответственно, должностные лица), с другой – граждане Российской Федерации.
Основной закон закрепил право граждан на «тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (п. 2, ст. 23).
Значение имеет положение, предусматривающее защиту информационных прав и свобод граждан: не допускается распространение информации о частной жизни лица (равно как и сбор, хранение, использование сведений) без его согласия (п. 1, ст. 24).
Конституция РФ закрепила конкретные права граждан на информацию: «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (п. 2, ст. 24)
Предметом конституционного регулирования стали правоотношения не только в сфере информации, носящей личный характер, так же и в сферах правовой (п. 3, ст. 15) и экологической информации. Например, п. 3, ст. 41 декларирует ответственность за сокрытие должностными лицами обстоятельств и фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, а ст. 42 закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Основной Закон наделил граждан России широкими правами в информационной сфере. Ограничение некоторых прав и свобод граждан может быть допущено только на основании судебного решения.
Задача законодательного урегулирования права граждан на информацию, закрепленная в ч. 4, ст. 29 Конституции РФ, во многом решается Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». Он регламентирует конкретные информационные отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, формировании информационных ресурсов, а также при защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Этим законом введены понятия собственника и владельца информационных ресурсов, информационных технологий и систем, понятие пользователя (потребителя) информации, а также информационные ресурсы «являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства». Они «составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами» (ст. 4).
Закон определил информационные ресурсы как элемент состава имущества и как объект права собственности, при этом закрепив, что «отношения по поводу права собственности регулируются гражданским законодательством» (ст. 6). Необходимо отметить, что информационные ресурсы могут быть как государственными, так и негосударственными. Государственные информационные ресурсы образуются федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ.
Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» закрепил, что персональные данные (информация о гражданах) относится к категории конфиденциальной информации (ст. 11). В нем законодательно урегулирована конституционная норма, зафиксированная в п. 5, ст. 24. Закон не допускает накопления, сбора, использования и распространения информации о частной жизни, а также информации, «нарушающей личную тайну, тайну переписки, семейную тайну, тайну телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия». Последнее может быть осуществлено лишь на основании судебного решения (п. 1, ст. 11).
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.