Сословно-представительными органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем. Повсеместно земская реформа была проведена в 1555-1556 гг. Территория земских округов обычно охватывала волость или город. Все должностные лица земского самоуправления поначалу выбирались на неопределенный срок, позже были введены ежегодные выборы.
Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало: наряду с новыми отраслевыми приказами появлялись и новые территориальные. Реорганизации приказов происходили довольно часто. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение по вертикали и строгое следование инструкциям по горизонтали. Во главе каждого приказа стоял начальник – судья (казначей, печатник и т.д.), назначаемый, в основном, из состава Боярской думы. Приказы делились на столы, а столы – на повытья, столы возглавляли дьяки.
В XVII в. произошла реорганизация местного самоуправления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков, назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы – 1-3 года, за службу он получал вотчину и поместный денежный оклад. Контроль за деятельностью воеводы осуществлял приказ, контролировавший данную территорию. Становление приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы.
В 30-х годах XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. В конце XVI в. была произведена опись всех земельных угодий и определено число окладных единиц, ввелись прямые и косвенные налоги и сборы, была установлена единая торговая пошлина – 5% к цене товара.
2. Первая половина XIX века: особенности развития буржуазных отношений в Российской империи, общественный строй и его правовое закрепление.
Развитие государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII в., происходило в течение всего столетия. Наметились дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.
Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты (утверждаемые императором), был создан государственный совет.
Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие председательствовал назначенный им член Государственного совета. Численность органа колебалась от 40 до80 членов (Государственный совет просуществовал до 1917 г.). Члены совета назначались императором или входили в него по должности (министры). Государственный совет готовил и рассматривал различные правовые акты – законы, уставы, учреждения. Основная цель его законотворческой деятельности – привести к единообразию всю правовую систему. Совет состоял из 5 департаментов – департамент законов (в котором происходила основная работа по подготовке законопроектов), дел военных, гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства польского (созданный после восстания в Польше в 1830-1831 гг.). Работа государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний либо в форме департаментских заседаний. Все делопроизводство сосредотачивалось в канцелярии, которой руководил государственный секретарь.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.