Дискуссионным является и отнесение к источникам конституционного права решений референдумов. Конституция РФ называет референдум высшим непосредственным выражением власти народа (ч.3 ст.3 Конституции РФ). Действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. №5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"[16]. Референдум определен как - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Статья 83 ФКЗ «О референдуме» закрепляет, что решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме.
На взгляд многих правоведов, положения ФКЗ «О референдуме», безусловно, позволяют отнести решения референдума к источникам конституционного права.
Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов. Источниками конституционного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Например, в их перечне можно назвать следующие федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» и мн.др.
К источникам конституционного права необходимо отнести и нормативные акты СССР и РСФСР действующие в настоящее время и имеющие предметом регулирования конституционно-правовые отношения – это прежде всего множество актов (Указов ВС СССР) о присоединении СССР к международным договорам.
Акты Президента РФ можно отнести к источникам конституционного права в том случае, когда они являются, во-первых, нормативными, во-вторых, регулируют конституционно-правовые отношения. Так, например, можно выделить Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации"(с изменениями от 31 декабря 2003 г.).
К источникам конституционного права относятся и правовые акты Правительства РФ, содержащие конституционно-правовые нормы. Прежде всего, необходимо выделить правительственные постановления по конкретизации правового статуса граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев, вынужденных переселенцев. Значительную группу образуют постановления Правительства, связанные с регламентацией организационно-правотворческих и процедурных аспектов его деятельности, обеспечением взаимодействия Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, другими государственными органами. Многие постановления издаются в целях конкретизации и детализации принятых законов и указов. Однако Правительство РФ, как подчеркивает О.Е. Кутафин, в рамках своих полномочий может регламентировать общественные отношения, неурегулированные в законодательных актах. Отдельные исследователи не согласны с выделением постановлений Правительства РФ в качестве источников конституционного права. М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев считают, что данные источники «выступают формами административного права . и не могут быть признаны формами конституционного права. Все акты Правительства РФ являются актами реализации исполнительной власти и должны быть отнесены к формам административного или иных отраслей права. Но среди них нет форм конституционного права». конституционное
В юридической литературе сходятся во мнении, что не являются источниками конституционного права ведомственные акты и акты органов местного самоуправления.
Нельзя отнести к числу источников конституционного права РФ и декларации (речь идет о внутренних, национальных декларациях, принимаемых Федеральным собранием РФ). Данный вид актов характерен для государств с переходным режимом – как показывает история декларации принимаются, как векторы дальнейшего политического, конституционного развития. Действующее законодательство и, прежде всего, Конституция РФ (ст.ст. 101-103, 105, 108) не предусматривает возможность принятия деклараций. Принимаемые в настоящее время декларации - акты политического характера, не имеющие юридической силы.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.