Итак, как уже упоминалось, «при проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов». Следует отметить, что в этой статье имеется обусловленное недостатками законодательной техники логическое противоречие. Поскольку документальные проверки и ревизии могут осуществляться только специалистами, после слов «…привлекать к их участию» перед словом «специалистов» следовало указать «и иных».
В связи с многообразием форм (видов) контроля на практике возникают сложности с определением вида документальной проверки и выбором соответствующего специалиста. Поэтому классификация проверок имеет важное значение и может быть использована не только при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, но и в деятельности прокуратуры и других государственных и иных органов, не связанной с выявлением преступлений. В рассматриваемом аспекте документальные и иные проверки могут быть разделены по ряду критериев.
По правовой природе проверки являются:
1) процессуальными, т. е. проводимыми по требованию органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора на основании сообщения о преступлении
2) непроцессуальными (служебными), выполняемыми в рамках административно-хозяйственной деятельности должностными лицами предприятий, учреждений и организаций самостоятельно, т. е. без привлечения следователя.
Важный практический смысл имеет систематизация проверок по признаку вида специальных знаний, используемых для их производства. По этому основанию различают следующие проверки: налоговая, таможенная, экологическая и т.д.
Лицами, осуществляющими проверки, могут быть соответствующие специалисты различных областей деятельности, в том числе штатные и внештатные сотрудники органов внутренних дел (например, специалист-ревизор ОВД по налоговым преступлениям).
Следует помнить, что в ведомственных инструкциях закреплена возможность участия других специалистов в производстве проверок в порядке ст. 144 УПК РФ.
Например, ранее использовались Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утвержденной Приказом МВД России от 16.03.2004 № 177 и Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД России от 02.08.2005 № 636. На сегодняшний день эти инструкции утратили силу на основании Приказа МВД РФ от 08.01.2009 № 12 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов МВД России».
Возможность привлечения в необходимых случаях лица, обладающего специальными знаниями и навыками, не заинтересованного в исходе дела, для участия в совершении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, предусматривается и в ч. 1 ст. 96 Налогового Кодекса РФ.
Комплексные ревизии и тематические проверки производятся также специалистами Счетной палаты РФ, сотрудниками таможенных органов, специалистами-сотрудниками Федеральной службы по финансовому мониторингу и др.
Безусловно, учитывая наличие ряда ведомств, специалисты которых могут быть привлечены к проверкам, а также различных, носящих специальный характер оснований проведения проверок, для достижения единообразия контрольной деятельности, осуществляемой в порядке ст. 144 УПК РФ, целесообразно предусмотреть в Кодексе порядок назначения проверок и характер взаимодействия проверяющих лиц с дознавателем, следователем и прокурором.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.