Кроме пересмотра прежней женевской конвенции, в 1929 г. была принята новая Женевская конвенция об обращении с военнопленными, которая детально рассматривала различные аспекты захвата в плен, содержания в плену и репатриации.
Параллельно с развитием Женевского права шло развитие Гаагского права (см. пояснение данных терминов в модуле 4 «Основные разделы МГП») – второго раздела гуманитарного права, который ограничивает воюющих в выборе средств и методов ведения войны. В становлении Гаагского права огромную роль сыграла Россия. Именно Россия выступила в 1863 г. с предложением запретить некоторые виды оружия, которые наносят больший ущерб противнику, чем это необходимо для военной победы. В частности, были предложения запретить разрывные пули и пули со смещенным центром тяжести, воспламеняющиеся пули и снаряды. Данные предложения, исходящие от России, другие государства зачастую воспринимали с недоверием и непониманием. Но все же в 1868 г. была принята Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль («Санкт-Петербургская декларация»). Таким образом, конференция, созванная российским императором Александром II в Санкт-Петербурге, сумела запретить использование конкретных видов вооружений, поскольку такие снаряды без надобности увеличивали страдания раненых или делали их смерть неизбежной. Значение Санкт-Петербургской декларации заключается сегодня даже не столько в ее конкретном содержании, сколько в тех соображениях, которые привели к принятию этого решения. Как сказано в ее преамбуле, «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля», поэтому воюющие стороны обязаны ограничивать применение силы для достижения законной военной цели. Этот принцип, сформулированный, вероятно, под влиянием идей Руссо, остается до сих пор одним из главных принципов права войны.
Большим шагом вперед в регулировании средств и методов ведения вооруженных конфликтов стала Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, принятая первой Гаагской конференцией мира в 1899 г, а затем пересмотренная и дополненная второй Гаагской конференцией мира в 1907 г. Гаагская Конвенция впервые дала юридическое определение воюющего (комбатанта), выдвинула положение о защите гражданского населения, установила правила гуманного обращения с военнопленными и правила ведения военных действий. Исключительно важными можно считать раздел «О средствах нанесения вреда неприятелю, об осадах и бомбардировках» и правила, касающиеся оккупированных территорий. Провозгласив, что «воюющие не пользуются неограниченным правом выбора средств нанесения вреда неприятелю», Конвенция установила ряд запрещений:
А) употреблять яд или отравленное оружие;
Б) предательски убивать или ранить лиц из неприятельского населения или войск;
В) убивать или ранить неприятеля, который безусловно сдался;
Г) объявлять, что никому не будет пощады;
Д) употреблять снаряды и оружие, способные причинить излишние страдания;
Е) незаконно пользоваться парламентским или национальным флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля и др.
Хотя Гаагская конвенция состояла из 56 статей, она, естественно, не могла предусмотреть всех ситуаций. Поэтому по предложению российского делегата Ф.Ф. Мартенса участники конференции внесли в Преамбулу Конвенции следующее положение: «… В случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие стороны остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания». Эта знаменитая «оговорка Мартенса», являющаяся определенной правовой страховкой, прочно вошла в гуманитарное право и с незначительными изменениями содержится в ряде современных источников МГП.
Первая мировая война выявила необходимость дополнения Гаагского права. Дело в том, что во время первой мировой войны стали применяться некоторые новые средства ведения войны. Особо страшным и бесчеловечным средством был удушающий газ. Созванная Лигой Наций конференция в 1925 г. принимает Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.
Практика обычно опережает развитие права. Воюющие стороны начинают применять в конфликте новые средства или методы ведения войны, которые оказываются слишком жестокими и/или носящими неизбирательный характер. В итоге появляются Конвенции, которые запрещают (ограничивают) применение данных средств или методов.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.