Проект действующей с 1982 г. Конституции Китая был разработан под руководством и по указанию ЦК Коммунистической Партии Китая (далее - КПК), одобрен им и после краткого обсуждения в печати принят китайским парламентом — Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП). Эта Конституция заменила первую Конституцию КНР 1954 г., а также конституционные акты, принятые в период «культурной революции», когда в 60—70-х гг. была предпринята попытка «прыгнуть» к коммунизму на базе создания народных коммун, использования примитивной техники, всеобщей уравниловки и борьбы с инакомыслием.
Современный период определяется в Конституции Китая как «начальная стадия строительства социализма» (преамбула), а китайское общество — как социалистический строй. Одновременно в ней говорится о «социализме с китайской спецификой», о «социализме в модернизированном виде» (поправки к Конституции, принятые в 1993 г. по решению XIV съезда КПК 1992 г.), ставятся задачи создания «социалистической рыночной экономики», социалистической модернизации общества, которая должна привести к созданию зрелого социалистического общества примерно в течение 100 лет. В самые последние годы в Китае внедряются идеи «либерального социализма» вместо «прагматического социализма» Дэн Сяопина. По решениям XV съезда КПК (1997 г.) начато акционирование предприятий, но контрольный пакет всегда должен оставаться в руках государства. Идеи «либерального социализма» начинают распространяться и на сферу политики. «Три кита» прежней официальной идеологии Пекина (марксизм-ленинизм, социалистический путь, руководящая роль КПК) заменяются лозунгами патриотизма, социально ориентированной рыночной экономики, но руководящая роль КПК остается незыблемой. Некоторые изменения происходят в системе выборов: впервые на самом низовом уровне (но только на нем) допускаются альтернативные кандидатуры.
В Конституции сказано, что эксплуататоры как класс ликвидированы, но вместе с тем упоминается о внешних и внутренних вражеских силах и элементах. В ней содержится много демократических положений, говорится о правах граждан, но различаются, с одной стороны, права трудящихся, а с другой — права остальных людей. Система органов государства исходит из марксистско-ленинских положений, отрицающих разделение властей, предусматривающих сосредоточение государственной власти в руках представительных органов типа советов снизу доверху, из принципа демократического централизма. Определяя политику в области международных отношений, Конституция закрепляет пять принципов: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода. Вместе с тем говорится, что Китай выступает против империализма, гегемонизма и колониализма. В Конституции упоминается о роли личности в истории, об идеях Мао Цзэдуна.
В соответствии с концепцией социалистического конституционализма главное значение в Конституции придается закреплению основ общественного строя и характеру государства, все остальные вопросы считаются производными от этого. В Китае считается, что социалистический характер экономической системы — основы социалистического строя — проявляется в исключении эксплуатации человека человеком, в ведущей роли государственного сектора экономики и в распределении по труду в соответствии с конституционным принципом «от каждого — по способностям, каждому — по труду» (ст. 6 Конституции КНР). Конституция запрещает любым организациям и лицам подрывать социалистический строй.
Конституция содержит положения о социальной структуре общества, выстраивая по определенным рангам различные классы и слои населения. Она употребляет понятия «рабочий класс», «крестьянство», «интеллигенция», «народ» и «враги народа». В 1989 г. против демонстрантов, протестовавших против тоталитаризма на площади Тяньань-мэнь в Пекине, были использованы войска, по некоторым сообщениям, убито около тысячи студентов, рабочих, других лиц, ранено около 10 тыс. Рабочий класс характеризуется как руководящий, говорится о союзе рабочих и крестьян. Однако в Китае принимаются меры по ограничению наплыва крестьянского населения в города, крестьяне не имеют паспортов. Регулированию подвергается численность народонаселения, применяются меры по ограничению деторождения, особенно в сельских районах.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.