В соответствии с Концепцией «О парламенте – Законодательном Собрании – Ил Тумэн Республики Саха (Якутия)» и Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 октября 1993 г. «О парламенте – Законодательном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» Законодательное Собрание – парламент наделялся функциями высшего представительного и законодательного органа государственной власти Республики Саха (Якутия). Новый парламент республики состоял из двух палат – верхней и нижней. Депутаты Законодательного Собрания избирались гражданами Республики Саха (Якутия) на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании, сроком на четыре года.
Верхняя палата – Палата Республики работала сессионно и состояла из 35 депутатов от каждого административного района, города республиканского подчинения, независимо от количества избирателей. Нижняя палата – Палата Представителей состояла из депутатов, избираемых от территориальных округов, и осуществляла свои полномочия на постоянной профессиональной основе, в ее состав входил 21 народный депутат, избираемый по единой норме представительства.
Выборы в новый парламент республики состоялись 12 декабря 1993 г.
На первых пленарных заседаниях Палаты Республики и Палаты Представителей Ил Тумэна, состоявшихся 25 января 1994 г., были признаны полномочия вновь избранных депутатов. Следом, 26 января 1994 г., на совместном заседании палат был принят Закон «О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)», в который вместо слов «Верховный Совет Республики Саха (Якутия)» были включены слова «Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)». Таким образом, новый парламент конституционно закрепил свое наименование и утвердил функции высшего представительного, законодательного и контрольного органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
Первый созыв Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) действовал в обстановке глубокого экономического и политического кризиса, крайнего ослабления вертикальных правовых, политических и экономических структур. В то непростое время в республике предпринимались энергичные самостоятельные шаги по поддержанию стабильности в обществе, сохранению ключевых отраслей жизнеобеспечения, созданию оптимальных условий для жизни населения. В целях развития законодательной базы Республикой Саха (Якутия) в первую очередь были приняты законы, регулирующие деятельность республиканских и местных органов государственной власти: «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)», «О Правительстве Республики Саха (Якутия)», «О местных органах государственной власти». Одновременно создавалась новая система республиканского законодательства.
Новым этапом в развитии федеративных отношений и укреплении государственного статуса Республики Саха (Якутия) стало подписание в июне 1995 г. в г. Москве Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия). Были также подписаны 15 соглашений в области экономики, бюджетной и социальной политики, международных и внешнеполитических связей.
Парламенту первого созыва удалось заложить основы современных государственно-правовых институтов и правовых актов, регулирующих взаимоотношения государственных органов власти и управления, продолжить на новом уровне реализацию политико-правовых идей и взглядов, характеризующих развитие государственности республики.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) состоит из 70 народных депутатов Республики Саха (Якутия). 35 депутатов избираются по одномандатным округам, остальные 35 — по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Народные депутаты избираются сроком на 5 лет. Народным депутатом может быть избран гражданин, достигший 21 года и обладающий избирательным правом.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.