- наступление юридических последствий, как результата осуществления деятельности;
- соблюдение и защита прав и свобод человека, как, основная цель и направление осуществления деятельности.
Однако даже на основании сформулированных выше понятий более широкого порядка, а также признаков правозащитной деятельность, с учётом отсутствия законодательного закрепления понятия правозащитной деятельности, представляется затруднительным сформулировать однозначное понятие исследуемого института, что объясняется следующим.
В науке существует не разрешенная до настоящего времени дискуссия относительно широты изучаемого понятия и субъектного состава лиц, осуществляющих правозащитную деятельность.
Так, В.В. Чуксина определяет правозащитную деятельность государства в широком смысле как законодательную и правоприменительную практику государства в области прав человека, отражающую специфические историко-культурные традиции и уровень социально-экономического развития страны. В узком смысле – это совокупность контрольных механизмов, представленных определенными организационными структурами (судом, правоохранительными органами, различными учреждениями по рассмотрению обращений граждан и др.), специализированных правозащитных институтов (комиссии по правам человека, омбудсмены) и процедур, определяющих методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятия решений по жалобам, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека, базирующихся на конституционных и отраслевых нормах внутреннего права государства. Согласно указанным понятиям правозащитная деятельность осуществляется государственными органами и фактически приравнивается к правоохранительной деятельности. По нашему мнению значительным минусом указанного понятия является отсутствие негосударственных организаций и иных лиц, не наделённых публичными полномочиями в качестве субъектов правозащитной деятельности.
В научной литературе достаточно распространена позиция, согласно которой, понятия «охрана права» и «защита права» являются близкими, но не тождественными. Подавляющее большинство авторов (В.Н. Бутылин, Л.Д. Воеводин, Б.Ю. Тихонова и др.) выстраивают достаточно убедительную систему доказательств того, что содержание приведенных понятий не совпадает. При этом, правоохранительная деятельность понимается как работа органов публичной власти по профилактике и пресечению правонарушений, а правозащитная деятельность связана с восстановлением нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно мнению профессора Анисимова П.В. правозащитная деятельность осуществляется исключительно компетентными правомочными субъектами. Таким образом, деятельность по защите прав – это комплексная работа определенных субъектов правозащитной структуры РФ. Правозащитная деятельность может осуществляться посредством как государственных органов, так и созданием общественных объединений.
Однако существуют и кардинально противоположные мнения, согласно которым, правозащитная деятельность не может исходить от государственных или муниципальных органов (тем более правоохранительных), так как изначально интересы государства (публичный интерес) представляют собой противоположность интересам личности (частный интерес).
По нашему мнению, правозащитная деятельность не может считаться тождественной правоохранительной. В большинстве случаев правозащитная функция направлена на пресечение противоправных действий правоохранителей, как субъектов права, наделенных властными полномочиями и на восстановление нарушенных прав.
Органы государственной власти (как законодательной, так и исполнительной) также не всегда могут являться субъектами правозащитной деятельности, в связи с тем, что представляют интересы государства, как института, деятельность которого направлена на организацию и охрану существующего порядка, которые не всегда соответствуют правам отдельных лиц и их групп. Таким образом, правотворческая и тем более правоприменительная деятельность органов государственной власти в ряде случаев противоречит правозащитной деятельности. Примером указанного антагонизма может служить деятельность государственных органов направленная на организацию Олимпийских игр 2014. Так, при осуществлении строительства объектов допускаются существенные ограничения прав граждан, однако с учетом масштабности цели, а также общей направленности деятельности всех государственных органов, по нашему мнению, представляется затруднительным говорить о правозащитной деятельности, проводимой со стороны органов государственной власти.
Соответственно, субъектом правозащитной деятельности могут, прежде всего, являться негосударственные организации и отдельные лица (в том числе осуществляющие указанную деятельность на профессиональной основе), а также, в определенных случаях, ограниченный круг государственных институтов, таких как Уполномоченный по правам человека в РФ, региональные уполномоченные по правам человека, комиссии по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и др.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.