Обращения в избирательную комиссию за восстановлением нарушенных избирательных прав являются одним из механизмов защиты прав граждан, которая гарантируется государством и его правовой системой. По эффективности применения этого механизма можно судить о его общественной значимости.
Следует отметить, что действующее федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации о выборах не оперирует категорией "избирательные споры", а использует термин "обжалование нарушений избирательных прав граждан". Объясняется это, вероятно, тем, что обжалование является начальной фазой разрешения избирательного спора, направленного на устранение допущенного или мнимого нарушения избирательных прав.
Анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет заключить, что избирательные споры -это споры по поводу применения законодательства о выборах, возникающие при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в период между выборами, которые разрешаются избирательными комиссиями разных уровней либо в судебном порядке.
Избирательные споры можно классифицировать по нескольким основаниям. Это может быть уровень проводимых выборов, предмет спора, оспаривающая сторона, причина возникновения, время подачи и др. Большое разнообразие возникающих во время выборов конфликтных ситуаций делает затруднительным перечисление всех оснований их возникновения. При классификации по первому из названных можно выделить союзный, федеральный, региональный, муниципальный и локальный уровни проведения выборов. Каждый уровень выборов имеет некоторые специфические особенности избирательных споров. Кроме того, следует отметить, что на каждом из названных уровней могут проводиться основные (очередные или внеочередные), дополнительные, повторные, повторные дополнительные выборы, также придающие возникающим избирательным спорам определенную специфику.
Избирательные споры можно классифицировать следующим образом:
по степени сложности -1) возникающие по жалобам, не требующим дополнительных проверочных действий; 2) возникающие по жалобам, требующим дополнительной проверки. Последние, в свою очередь, можно подразделить на: а) требующие проверки с выездом на место нарушения избирательных прав граждан; б) не требующие выезда; в) требующие подключения к проверке компетентных (как правило, правоохранительных) ор-ганов; г) проверяемые силами членов избирательной комиссии соответствующего уровня либо объединенными усилиями вышестоящей и нижестоящей избирательных комиссий;
по характеру нарушенных избирательных прав -1) споры о защите пассивного избирательного права; 2) споры о защите активного избирательного права (например, невключение в списки избирателей, отказ в выдаче избирательного бюллетеня по надуманным основаниям);
по значимости для избирательного процесса -споры, разрешение которых устраняет незначительные нарушения законодательства о выборах (большинство жалоб); споры, разрешение которых существенно влияет на ход и результаты избирательного процесса (отказ в регистрации кандидата или списка кандидатов, снятие их с регистрации и т.п.).
Избирательные споры можно также классифицировать как споры: 1) разрешаемые в упрощенном порядке (членом или должностным лицом избирательной комиссии); 2) требующие предварительного разбирательства на заседании рабочей группы; 3) требующие коллегиального разрешения всем составом избирательной комиссии. Эта классификация нуждается в дополнительном пояснении. Поскольку первоисточниками избирательных споров являются жалобы, то первой категории споров соответствуют те, которые полностью не обоснованы, то есть требования заявителя не соответствуют избирательному законодательству либо в них поднимаются вопросы, не входящие в компетенцию избирательных комиссий (такие жалобы следует направлять в соответствующие органы).
Причины возникновения избирательных споров весьма разнообразны, но главная из них -нарушение избирательных прав граждан. Однако ввиду отсутствия в Конституции Российской Федерации специальных норм, регламентирующих проведение выборов, а также вследствие относительно небольшого периода создания федеральных и региональных законов о выборах и референдумах в избирательном законодательстве есть пробелы и несоответствия. Неурегулированность в законодательстве отдельных избирательных действий и процедур зачастую заставляет избирательные комиссии принимать решения, нарушающие избирательные права граждан, которые затем обжалуются в вышестоящие избирательные комиссии либо в судебные инстанции.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.