создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации;
обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;
обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
Как видно, большинство приведенных в данной статье «принципов» имеют обобщенный характер. Механизмы реализации данных направлений государственной политики в современных экономических условиях фактически отсутствуют, а нормы Закона «О газоснабжении» не обеспечивают их создание. Так, например, вопросы «государственной поддержки развития газоснабжения», «повышения уровня газификации» и «создания условий для широкого использования газа» в настоящее время решаются с помощью косвенного (экономического) регулирования, формирующего общеэкономические и общехозяйственные условия для осуществления предпринимательской деятельности. В результате, хозяйствующие субъекты принимают свои экономические решения самостоятельно, ориентируясь на показатели экономической эффективности и пределы допустимого нормативно-правовой базой поведения, а не на декларативные «принципы» государственной политики, не содержащие реальных экономических и правовых механизмов.
Из всех положений данной статьи конкретные экономические механизмы, создающие стимулы (сигналы) для субъектов предпринимательства в сфере газовой отрасли, теоретически могут быть сформированы в результате проведения соответствующей государственной ценовой, налоговой политики и политики в сфере недропользования - направлений государственного регулирования, упомянутых в данной статье. Однако, из тех формулировок, которые приводятся в качестве принципов государственной политики в области газоснабжения («государственное регулирование рационального использования запасов газа», «определение основ ценовой политики», «обеспечение надежной сырьевой базы»), невозможно представить, какую конкретно государственную политику в данных направлениях государственного регулирования они предполагают. Кроме того, такие понятия, как «рациональное использование запасов газа», «обеспечение энергетической безопасности», «запасы, имеющие стратегическое значение» не определяются и не расшифровываются, что не позволяет использовать их в правоприменительных целях.
Следует также отметить, что ни одно из данных направлений («принципов») государственной политики в области газоснабжения не содержит упоминаний о развитии рыночных отношений в данной области, хотя в Закон «О газоснабжении» и включена отдельная глава под названием «Правовые основы развития единого рынка газа на территории Российской Федерации» (см. также комментарий к ст. 10).
В ст. 5 вводится понятие «федеральной системы газоснабжения», под которой понимается «совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций». При этом установлено, что федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации, что подтверждает вывод, сделанный при анализе норм ст. 1. Кроме того, из определения понятия «независимой организации», данного в ст. 2, следует, что независимая организация не является собственником систем газоснабжения или газораспределения.
В ст. 6 содержится определение «Единой системы газоснабжения» (ЕСГ), которая «представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». То есть, по сути, в данной норме устанавливается, что в состав Единой системы газоснабжения входит все имущество ОАО «Газпром», связанное с осуществлением им своей основной производственной деятельности (добыча газа, транспортировка, хранение и поставки газа). Кроме того, в данной статье также содержится такое положение: «Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Смысловое содержание данной нормы состоит в том, что Закон «О газоснабжении» относит Единую систему газоснабжения к ведению Российской Федерации, и соответственно ее функционирование должно регулироваться федеральным законодательством, что повторяет нормы, содержащиеся в ст. 1 и 5.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.