3) отраслевая нормативно-правовая база, которая включает в себя нормативные правовые акты (нормы), непосредственно направленные на регулирование отношений именно в газовой отрасли.
По содержанию (направлениям регулирования) правовые нормы, регулирующие отношения в газовой отрасли, можно сгруппировать в определенные совокупности норм, родственных по содержанию регулируемых ими отношений. Соответственно, весьма многочисленные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере газовой отрасли, а также содержащие их нормативно-правовые акты можно разделить на следующие виды (направления) регулирования:
формирование правил поведения участников процесса газоснабжения (рынка газа), куда относятся вопросы регулирования доступа к магистральной и сетевой газотранспортной инфраструктуре, вопросы сертификации газа, правила установления лимитов и проведения расчетов за газ;
регулирование цен на газ и тарифов на его транспортировку, а также стоимости других услуг в сфере газовой отрасли;
лицензирование видов деятельности, включая установление требований в области промышленной безопасности;
налоговое регулирование;
таможенно-тарифное регулирование;
регулирование недропользования;
нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности;
управление государственной собственностью.
Нормативные правовые акты, содержащие данные виды правовых норм, могут быть как актами специального характера, направленными на регулирование отношений именно в газовой отрасли, так и актами общего характера или актами, действующими в сфере регулирования инфраструктурных отраслей. Поэтому при рассмотрении нормативно-правовых актов общего характера и актов, регулирующих отношения в инфраструктурных отраслях, также как и при анализе специальной нормативно-правовой базы будет по возможности производиться их разнесение по видам регулирования (содержанию правовых норм).
По юридическому статусу все нормативные правовые акты, включая рассматриваемые в рамках данной работы, делятся на:
акты международно-правового характера, к которым относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, имеющие приоритет над российскими законами[1];
законодательные акты Российской Федерации, включая Конституцию Российской Федерации, являющуюся основным законом и имеющую высший юридический статус[2], федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации[3] и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам[4];
подзаконные акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам[5]) и органов исполнительной власти Российской Федерации (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принимаемые на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации[6] не должны противоречить федеральным законам[7]; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, издаваемые в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации[8]);
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам[9].
Необходимо отметить, что, в условиях высокого темпа изменений, происходящих в российской экономике, в целом отраслевая нормативная база сильно устарела. В последние принималось очень малое количество нормативных документов, касающихся вопросов функционирования отрасли. Такие критически важные для развития рынка газа в Российской Федерации документы, как «Правила доступа к магистральным газопроводам ОАО «Газпром» (утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 858) и «Правила поставки газа» (утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1998 г. № 162) можно назвать «безнадежно устаревшими».
Важнейшим законодательным актом, регулирующим основополагающие отношения в жизни общества, включая отношения в сфере экономической деятельности, является Гражданский кодекс Российской Федерации. Можно смело утверждать, что ГК РФ является вторым по значению после Конституции Российской Федерации законодательным актом в стране. Гражданское законодательство составляет основу регулирования практически всех видов отношений, существующих в сфере экономической деятельности, в частности, ГК РФ устанавливает правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные отношения, а также иные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (ст. 2 ГК РФ). ГК РФ является стержневым актом, которому должны соответствовать все другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права (прямое указание на это содержится в ст. 3 ГК РФ).
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.