Криминальное предпринимательство вытесняет честный бизнес, и незаконно перемещая товары через таможенные границы, присваивает значительную часть национального достояния.
Многие ученые относят таможенные правонарушения к одной из основных внутренних экономических угроз. С.Б. Чернов считает, что скрытые от налогообложения средства, являются одним из источников, питающих организованную преступность и терроризм.
Следует отметить, что несмотря на достаточно оптимистические показатели выявления и пресечения таможенных правонарушений таможенной службой России, и существенную работу, проводимую различными ветвями власти на всех уровнях, состояние дел по обеспечению безопасности государства во внешнеэкономической сфере не может не вызывать опасений по причине существенного отличия реального уровня преступности от зарегистрированного. По мнению ряда экспертов Федеральной таможенной службы РФ, Министерства внутренних дел РФ и исследователей - криминологов таможенные преступления (как и налоговые) обладают повышенной латентностью - выявленное их количество составляет не более 5% (!)от реально совершаемых.
В большинстве случаев дела о нарушении таможенных правил и уголовные дела по фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей являются сложными и многоэпизодными, расследования продолжаются долго и не всегда успешно, часто не удается привлечь к ответственности организаторов преступлений.
Учитывая вышеизложенное, постулат о том, что правонарушение легче предотвратить, чем выявить и пресечь, как нельзя актуален для правонарушений в таможенной сфере. Проблема предупреждения правонарушений в таможенной сфере затрагивает все стороны жизни страны: экономическую, политическую, социальную и духовную, а ее решение (или точнее движение на пути ее решения) безусловно отразится на всем российском обществе.
Решение актуальных вопросов предупреждения правонарушений, таких как создание устойчивой информационно-аналитической системы таможенных органов России по обеспечению управления распространением профилактической информации, наполнение ее наибольшим смыслом для повышения эффективности этой работы и решения тактических и стратегических задач государства в сфере таможенных правоотношений, актуально и востребовано.
Нельзя не согласится с мнением С.В.Максимова, что «Обстоятельства в жизни общества меняются быстро и правовая основа борьбы с преступностью (в том числе и профилактика) может быстро стать неэффективной, несмотря на трудоемкие усилия по ее концептуальной разработке. Готовность к маневру на уровне концепции и воплощающих ее правовых актов, отказ от претензии на роль неизменной официальной модели профилактики преступлений – обязательное требование переходного периода». Одной из таких моделей, в рамках создания системы предупреждения правонарушений в таможенной сфере, могла бы стать модель информационного обеспечения профилактики правонарушений.
Правовую основу деятельности таможенных органов по предупреждению правонарушений в таможенной сфере составляют:
- ст.403 Таможенного Кодекса РФ, в 6 части которой закреплена функция борьбы с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела;
- ст.5.14 Постановления Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 "О Федеральной таможенной службе", в которой закреплены полномочия таможенных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» и другими нормативно- правовыми и законодательными актами.
Только в последнем указанном Законе (ст.2) есть прямое указание законодателя на такую задачу оперативно-розыскной деятельности (ОРД) как предупреждение преступлений. Следует отметить, что проект федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» был снят с рассмотрения Государственной Думой без обсуждения в 2003 году.
Недостаточное, по мнению автора, законодательное обеспечение профилактики правонарушений не способствует активизации работы государственных органов исполнительной власти по предупреждению преступлений и, соответственно, не находит отклика в обществе, как актуальная для страны проблема.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.