Одной из актуальных проблем отечественной юридической науки является проблема рассмотрения административного процесса в качестве отдельной юридической категории, определения сущности данного вида процесса и выделение его специфических черт.
Исследование сложного, многопланового явления, каким является административный процесс, естественно и неизбежно порождает различные взгляды ученых. Проблемы научной разработки концепции административного процесса начались в середине 1960-х годов и продолжаются по настоящее время. За это время было высказано различными юристами и научными работниками огромное количество точек зрения и идей. Но из них выделились две основные, наиболее популярные концепции административного процесса – юрисдикционная и управленческая.
Юрисдикционная концепция сформировалась на основе классических представлений о сущности и структуре процесса, которые были выработаны в ходе теоретической и практической работы над проблемами гражданского и уголовного процесса. То есть, административный процесс – точно такой же самостоятельный вид юридического процесса, как и гражданский, уголовный, арбитражный и др.
В.С. Тадевосян определял административный процесс, как деятельность по разрешению споров, вытекающих из административно-правовых отношений.
А другой представитель этой концепции – Н.Г. Салищева, обосновывает свое мнение о том, что административный процесс представляет собой не только деятельность по разрешению споров, но и по применению мер административного принуждения.
Юрисдикционная концепция указывает на то, что любой вид юридического процесса является способом обеспечения реализации норм материального права и применения мер воздействия по отношению к тем лицам, которые нарушили правовые нормы.
Таким образом, представители данной концепции определили административный процесс как установленную законом деятельность по разрешению споров, возникающих между субъектами административных правоотношений, не находящихся между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.
В свою очередь, управленческая концепция рассматривает понятие «административный процесс» в широком смысле. Так, по мнению Г.И. Петрова административный процесс – это процесс исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления.
А другой сторонник этой концепции В.М. Манохин определяет административный процесс не только как деятельность по реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера, но и как процесс реализации административно-правовых норм.
Согласно управленческой концепции административного процесса в него включаются различные виды административных производств, которые условно могут быть разделены на процедурные и юрисдикционные, некоторые выделяют еще и административную юстицию.
Признаком, служащим для отнесения общественных отношений к числу процессуальных, является процедурный характер регулятивных норм. Посредством административного процесса происходит реализация всех материальных норм административного права.
Таким образом, согласно управленческой концепции административный процесс представляет собой юридическую форму реализации исполнительной власти, следовательно, имеет выраженную управленческую природу; обеспечивает реализацию материальных норм административного права; состоит из отдельных производств, регулируемых специальными группами административно-правовых норма процессуального характера.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.