3.Классификация по юридическим свойствам
В зависимости от юридических свойств (юридической функции) правовые акты подразделяются на нормативный, индивидуальный и интерпретационные виды.
К нормативному виду относят собственно нормативные акты, нормативные интерпретационные акты и нормативные договоры. Все они связаны с тем, что содержат обобщающие положения, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и ситуаций.
К индивидуальному виду можно причислить правоприминительные акты, акты казуального толкования и договорные акты. Всех их роднит то, что они содержат решения, распространяющиеся на конкретные лица и ситуации.
К интерпретационному виду относятся акты толкования норм права, которые имеют вспомогательный характер и, как правило, «обслуживают» нормативные акты.
Следует иметь в виду, что, кроме указанных классических актов – нормативных, индивидуальных, интерпретационных – имеются акты смешанного нормативно-конкретного содержания, т.е. состоящие из нормативных и индивидуальных норм. Они характерны для ряда правовых систем романо-германского типа.
Имеются нетипичные (специализированные) акты – акты, утверждающие положения, привала уставов, или акты, состоящие из деклараций, призывов, образщений.
4. Классификация по природе (содержанию) акта.
В связи с тем, что в настоящее время круг правовых актов, для которых требуется юридическая классификация, существенно расширяется, представляется разумным использовать классификацию актов по следующим типам:
нормативные акты (документы правотворческих органов, содержащие юридические нормы, рассчитанные, как правило, на длительное применение, распространяются на неопределенный круг лиц, а также являются общеобязательными, например Конституция, законы, подзаконные акты);
интерпретационные акты (документы, полученные в результате официального толкования, содержащие правоположения, разъяснения
смысла юридических норм, например постановления Конституционного Суда Украины, Пленума Верховного Суда Украины);
правоприменительные акты (документы компетентных структур, содержащие индивидуальные властные предписания, применяющиеся однократно и адресованные конкретным лицам, например указ Президента о награждении конкретного государственного служащего, приговор суда и т.п.);
договорные акты (документы, возникшие в результате соглашения между соответствующими субъектами, содержащие как юридические нормы, например международные договоры, так и индивидуально- правовые решения, например сделки между гражданами).
В механизме правового регулирования правовые акты играют различную роль: нормативные – создают общеобязательную основу и обобщенно воздействуют на большой круг субъектов и ситуаций; интерпретационные – разъясняют содержание юридических предписаний и ориентируют практику на определенный вектор правового развития; правоприменительные – выступают в качестве «решающих» юридических фактов и индивидуально организуют социальные связи; договорные – позволяют субъектам осуществлять обособленные согласованные волеизъявления, приходить к взаимовыгодным совместным решениям.
В этой связи важно четко отграничивать друг от друга разные виды правовых актов, ибо каждый из них имеет собственную природу и выполняет свое предназначение. В частности, без правильного отличия нормативных актов от ненормативных немыслимы подготовка и оформление проектов актов государственных органов, систематизация, публикация и введение в действие правовых норм, расчистка законодательства от устаревших положений, учет действующего законодательства.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.