Разделение властей - исторически идея разделения властей выросла из опыта абсолютистских форм правления и была направлена, прежде всего, на ограничение произвола и злоупотреблений со стороны политической власти. Обосновывая своеобразное разделение управленческого труда она, кроме того, стала теоретической основой для формирования более эффективных форм государственного правления в изменившихся социально-экономических, политических и духовных условиях. Данный принцип означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством: парламенту - принимать законы, правительству - обеспечивать их исполнение на всей территории государства, судам - осуществлять контроль за соблюдением законов и привлекать нарушителей к ответственности. В соответствии с данным принципом (Конституция РФ ст. 10) каждая ветвь государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) наделяется строго определенным кругом полномочий и не вправе произвольно вмешиваться в сферу ведения других властей. При этом полномочия разграничены таким образом, что позволяют взаимно контролировать и сдерживать органам государства друг друга. То есть создается так называемая система сдержек и противовесов. Так, например, в соответствии с принципом разделения властей, президент не может принимать законы, но вправе наложить отлагательное вето на законы, принятые парламентом. Парламент, со своей стороны, может преодолеть вето президента, но для этого требуется квалифицированное большинство голосов, то есть процедура принятия усложняется. Законодательные возможности парламента также не являются безграничными. Они существенно ограничены самой Конституцией, которая определяет компетенцию парламента, а также нормами и принципами международного права. Кроме того, в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законами, Конституционный Суд может признать принятый парламентом закон неконституционным и лишить его юридической силы, что также оказывает значительное сдерживающее воздействие на законотворческий орган.
Однако следует отметить, что Президент РФ в соответствии с Конституцией, наделен полномочиями во всех трех ветвях власти, однако его нельзя отнести к какой либо из них. Президент как самостоятельная фигура является, как бы четвертой ветвью власти.
5. Профессионализм - включает два основных аспекта: во-первых, он означает, что члены общества, занятые в сфере государственного управления, работают в государственных органах на постоянной основе, то есть указанная деятельность является их основной профессией; во-вторых, что по своим морально-психологическим и деловым качествам, по своему опыту и знаниям они могут выполнять возложенные на них функции в государственном аппарате. В демократическом обществе всем гражданам предоставляется равный доступ к государственной службе, а основными критериями отбора выступают их деловые и морально-психологические качества, образование, опыт и т. д., а не социальное происхождение, связи, имущественное положение и т. п.
Оба аспекта имеют важное значение и, как правило, находят свое юридическое закрепление в соответствующих нормативных актах. В частности, Конституция РФ (ст. 97 п. 3), закрепляю положение о том, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, запрещает им находиться на государственной службе или совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Что касается деловых качеств лиц, занятых в государственном аппарате, их квалификации и т. д., то и здесь законодатель устанавливает определенный минимум требований, которым должен соответствовать претендент на занятие государственной должности. Например, судьей может быть лишь такой гражданин, который, в частности, имеет высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Подобные требования являются необходимыми юридическими предпосылками, которые в комплексе с иными факторами обеспечивают реализацию принципа профессионализма в организации и деятельности государственного аппарата.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.