Материалы по праву » Механизм формирования государства » Принципы организации государственного механизма

Принципы организации государственного механизма

Страница 4

6. Федерализм - данный принцип является специфичным для государств с федеративной формой устройства. По своей сути указанный принцип означает, что единая государственная власть разделяется на два уровня - федеральный и местный (субъектов федерации), при ведущей роли федерального центра. Характер взаимоотношений между указанными властями, а также сфера их ведения и полномочий определяются Конституцией, иными законами и договорами. Однако в Российской Федерации, отношения между «центром» и «регионами», не развивались исключительно в рамках двухуровневой системы.

За период нестабильных 90-х годов, отношения «центр – регионы» в стране развивались таким образом, что Россию как федеративное государство можно было бы смело поставить под сомнение. Скорее речь могла идти в лучшем случае о децентрализованной федерации, а, по мнению ряда экспертов и о конфедеративном государстве. Отсутствие единого правового поля, экономические барьеры внутри страны, наличие на территории страны «пятен», на которых не распространялось действие федеральной Конституции. Задача рецентрализации государства, восстановление его единства являлась в данных условиях объективным требованием для государства.

Регулирование отношений между «центром и регионами» происходило в основном, при заключении федеративных договоров. В Конституции РФ 1993 г. федеративный договор упоминается в числе договоров, регулирующих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч.3 ст.11 Конституции РФ). Из данной нормы вытекает возможность заключения особых двусторонних договоров между Российской Федерацией в целом и некоторыми ее субъектами. Но это положение представляется весьма рискованным: договорные отношения возможны только между равноправными субъектами (лицами, республиками и т.д.), следовательно, как равные презюмируются целое (Российская Федерация) и его часть (субъект Российской Федерации). Примером тому может служить федеративный договор подписанный 15 февраля 1994 г. «О разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан"», который содержал указание на то, что Татарстан объединен с Российской Федерацией, а не образует ее вместе с другими субъектами РФ. Договору придана большая юридическая сила по сравнению с Конституцией Российской Федерации. Асимметричность Федерации при этом практически переросла в фактический конфедерализм.

Еще одним примером федеративного договора является, федеративный договор, заключенный между органами государственной власти Российской Федерации и республики Башкортостан. Этот договор подтверждал все ранее полученные от федеральной власти уступки Республике Башкортостан. Так, Республика Башкортостан провозглашалась суверенным государством, правда в составе Российской Федерации. В исключительное ведение Республики Башкортостан передавалось «решение вопроса владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами республики» (ст. 3. п. 5), что в принципе противоречит федеральному законодательству, поскольку по Конституции Российской Федерации «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Далее последовали соглашения с Республикой Саха (Якутия) от 29 июня 1995 г., Республикой Бурятия от 11 июля 1995 г., Удмуртской Республикой от 17 октября 1995 г., Республикой Коми от 20 марта 1996 г., Чувашской Республикой от 27 мая 1996 г. и др. Одной из причин, побудивших республики требовать новых прав и нового статуса, явилась политика унификации статуса субъектов Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru