Таким образом, познание сущности и отличительных черт земельного спора связано с выделением и анализом отдельных его элементов, признаков. В связи с чем, автор счел необходимым подробнее остановится над этими вопросами.
Системно-структурный подход к правовому спору ориентирует на выделение в его юридической конструкции, прежде всего, следующих элементов: субъектов, предмета, объекта и основания.
Обязательным и основным субъектом земельных споров является лицо, права (интересы) на землю которого оспариваются или нарушаются. К этой группе субъектов можно отнести граждан, организации, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также иностранных граждан, лица без гражданства и иностранные организации.
Особенности правового статуса названных субъектов необходимо учитывать при рассмотрении земельных споров. Так, к примеру, необходимо принимать во внимание то, что согласно статье 15 ЗК РФ в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лица действует ограничение, касающиеся возможности обладания на праве собственности земельными участками на приграничных территориях и т.п. В зависимости от нарушаемых, оспариваемых прав (интересов) среди названных выше субъектов могут быть выделены: собственники земли (земельных участков, земельных долей), землевладельцы, землепользователи, арендаторы, обладатели сервитутов, иные субъекты, имеющие правовой интерес в отношении земли (земельного участка, земельной доли).
В соответствии со статьей 5 ЗК РФ землепользователями признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве аренды или субаренды. Обладателями сервитутов являются лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками. И наконец, под иными субъектами, имеющими правовой интерес в отношении земельного участка, следует понимать субъектов, которые только заинтересованы в приобретении прав на землю (земельный участок, земельную долю) и выразили свое намерение в установленном законом порядке (обратились в уполномоченный орган с целью приобретения прав на землю и т.п.).
Ко второй группе относятся различные организации и физические лица, нарушившие и оспаривающие права и законные интересы правообладателей земли, а также только заинтересованных в приобретении соответствующих прав на землю лиц.
В силу специфики своего статуса, прежде всего, в виду наличия властных полномочий в качестве самостоятельной, третьей группы субъектов можно выделить органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные представлять интересы государства и муниципальных образований, как правообладателей земли (в области управления, распоряжения, охраны земли и т.д.).
Все названные выше субъекты являются сторонами земельного спора, поскольку вступают в спорное правоотношение. Помимо сторон обязательным участником земельного спора, если рассматривать его в качестве правоотношения по урегулированию правового конфликта между сторонами (т.е. рассматривая его процессуальное содержание), на современном этапе является суд, арбитражный суд или третейский суд. Так, в силу статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке (пункт 1), земельный спор может быть передан в третейский суд (пункт 2). В рамках действующего российского законодательства обязательное участие лиц, чьи права (интересы) на землю нарушаются или оспариваются, а также суда (государственного или третейского) на стадии урегулирования спора является отличительным признаком земельного спора от иных правовых споров.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.