По Марксу, в гражданском обществе чеовек имеет значение действительного индивида, в государстве человек признается родовым существом, он лишается своей действительной индивидуальности. Социальные структуры гражданского общества не являются самостоятельными структурами, которые порождают буржуазное общество, но есть формы, в которых это общество возникает. Поэтому социальные структуры гражданского общества - это результат, а не причина буржуазного строя. Таким образом, К. Маркс лишает гражданское общество приоритета в становлении буржуазного общества. Для Маркса гражданское общество - сфера действия частного интереса, производства, потребления и обмена, и поскольку это основополагающая структура всякого социума, то соответственно он делает вывод: гражданское общество - это система отношений, существующая на всех этапах развития человечества. Вывод нисколько не противоречит формационной концепции развития, выдвинутой Марксом. Более того, он логически необходим для целостности марксистской теории. У Маркса экономика определяет политику, именно на этой проблеме он концентрирует свое внимание. Для того чтобы обосновать свою теорию, он упростил организацию гражданского общества, сведя к сфере труда, производства и обмена. Гражданский коллектив у него - это пространство исключительно экономического развития. Таким образом, Маркс свел все социальные отношения к экономическим, политическим и идеологическим - к элементам базиса и надстройки. Классический марксизм предусматривал снятие разделения между государством и гражданским обществом посредством отмирания государства и права. Проблема отношения государства и гражданского общества автоматически решалась в коммунистическом обществе. Нет государства - нет правовых отношений и правовых институтов. Освобождение человека придет посредством уничтожения классовой организации общества, ликвидации базиса и надстройки, различий между гражданским обществом и государством, между личным и общественным существованием. Однако логика истории привела к гипертрофированному росту государства за счет общества. Гражданское общество как таковое было уничтожено, сфера действия частного интереса ликвидирована. В условиях реального социализма, в идеологии, созданной И. Сталиным, государство стало рассматриваться как выразитель и гарант всеобщего интереса, и, по сути, оно полностью поглотило общество. Поэтому из советского обществознания вообще исчезло понятие «гражданское общество». Западный марксизм в лице А. Грамши считал, что гражданское общество принадлежит не к сфере структуры, а к сфере надстройки и охватывает не «все материальные отношения», как понимали Маркс и Энгельс, а только идеолого-культурные. По мере своего развития гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством, вынуждает последнее создавать в обществе некоторый консенсус на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека [31,c.67].
Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства.
При этом надо иметь в виду, что «гражданское» не просто прилагательное к термину «общество». Оно возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей: экономической, политической, духовной. Гражданское общество в современном его понимании представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.
Гражданское общество - сфера самопроявления интересов свободных индивидов и их ассоциаций, основанная на признанных, предметных, узаконенных демократических принципах, определяющих взаимоотношение государства и общества, экономики и политики, личных и общественных интересов, прав и обязанностей граждан.
Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу слова; самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений от государственных структур [32, c.119]. Социально-политическим ядром такового выступает гражданин, принимающий активное участие в решении важнейших вопросов общественной жизни. Гражданское общество характеризуется политическим и идеологическим плюрализмом, свободным развитием общественных организаций и движений, высокой духовностью, основанной на общечеловеческих ценностях. Оно должно способствовать стабилизации экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан, т. е. на установление социальной справедливости в обществе. В этом аспекте гражданское общество как бы выражает цели и задачи правового государства.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.