Материалы по праву » Исторические аспекты происхождения государства » Гражданское общество: перспектива формирования и развития в Казахстане

Гражданское общество: перспектива формирования и развития в Казахстане

Страница 1

Обретя государственную независимость и полный государственный суверенитет, Казахстан провозгласил курс на построение гражданского общества и правового государства. Тем самым, была выражена решимость, покончить с произволом и беззаконием, характерными для недавнего тоталитарного прошлого, считать приоритетными гуманистические правовые ценности, соблюдение прав и свобод личности [34,с.18].

Проблема формирования гражданского общества в Казахстане связана в первую очередь с вопросом о построении преуспевающего и благополучного общества, по характеру своему демократического, в котором соблюдаются права человека. Данная проблема прямо смыкается с идеей модернизации, т.е. построения современного общества.

Гражданское общество - это более высокая ступень в развитии социальной общности, особый образ жизни, мышления и общения, особый экономический уклад и многочисленный средний класс. Пока в Казахстане, политические процессы которого носят переходный характер, они в полной мере не сложились. Тем не менее, предпосылки формирования гражданского общества уже проявились.

И все же, казахстанское гражданское общество - реальность XXI века. Однако многие его черты и качества еще находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Но, несмотря на эти сложности, и различного рода катаклизмы, формирование гражданского общества в Казахстане идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. Формирование гражданского общества в Казахстане имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс. Во-первых, в социальной психологии граждан Казахстана сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая всегда брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни. Во-вторых, в казахстанском сознании традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность. В-третьих, основная часть населения Казахстана никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства. Формирование гражданского общества в Казахстане происходит поэтапно.

Формирование первых институтов гражданского общества у нас в стране относится к концу 80-х - началу 90-х годов. Начавшиеся в то время коренные реформы в экономической, политической, социальной сферах стимулировали создание общественных объединений для защиты прав и интересов различных социальных групп. На постсоветском пространстве одними из первых в Казахстане появились свободные профсоюзы по поддержке и развитию негосударственного сектора экономики, защите прав и интересов предпринимателей. В этот период заявили о себе социал-демократическая партия, партия «Алаш», филиал общественно-просветительского общества «Мемориал», Алма-Атинская Хельсинская группа, движения «Азат», «Единство», историко-просветительское общество «Адилет», движение пенсионеров «Поколение», объединение «Лад» и др. Второй этап развития гражданское общество в Казахстане можно отнести к середине 90-х годов, когда обозначилась профильная направленность деятельности общественных формирований. В условиях острого экономического кризиса, резкого падения жизненного уровня населения общественные организации стремились к консолидированной работе по защите прав и интересов населения. Президентом Н. Назарбаевым в декабре 1994 года было подписано Постановление о создании республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству в сфере социально-экономических и трудовых отношений. В этот период активное развитие получили национальные культурные центры, объединившиеся в Ассамблею народов Казахстана. Сохраняемое и укрепляемое межэтническое согласие стало тем фундаментом, который позволил дальнейшее развитие реформ в стране.

Третий этап отмечен профессионализацией деятельности общественных структур, которая стала залогом успешного поиска финансирования деятельности в интересах решения значительного спектра общественных проблем, потребностей и нужд. В этот период руководство страны четко обозначило готовность к долгосрочному сотрудничеству с институтами гражданское общество, в частности с неправительственными организациями. В результате в октябре 2000 года в Послании Президента РК народу появились первые поручения Правительству по созданию условий для развития неправительственных организаций: «НПО уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения Необходима серьезная государственная поддержка». Вскоре последовало принятие Закона «О некоммерческих организациях» (2001 год), Концепции государственной поддержки неправительственных организаций (январь 2002 года). В 2003 году Правительство утвердило программу господдержки неправительственных организаций на 2003-2005 годы, на основе которой разработаны областные программы. В октябре 2003 года проведен первый гражданский форум с участием Президента Н. Назарбаева.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru