Индийский император Асока, призванный «Великодушным», приказывал своим солдатам с уважением относиться к раненым врагам, а также к монахиням, которые ухаживали за ранеными.
По свидетельству Геродота, спартанцы (лакедемоняне) убивали персидских посланников и, когда направляли к персам своих послов, предполагали, что их в отместку убьют. Но персидский царь Ксеркс заявил, что не намерен «уподобляться лакедемонянам»: «Они, убив вестников, нарушили принятый во всем мире обычай, а я не буду делать то, за что осуждаю других…».
Тем не менее, побежденному врагу в то время приходилось уповать на милость победителя. А победители слишком часто оказывались жестокими и беспощадными. Так, после подавления восстания в Пелопоннесе спартанцы перебили всех мужчин, а женщин обратили в рабство. В 185 г. до нашей эры, после подавления восстания рабов в Апулии, 7000 рабов были распяты римлянами.
Рим властвовал с помощью силы, организации и закона. Закон был поднят на небывалую высоту. Но его действие прекращалось на Римской империи. Народы (не только воины, но и мирные жители!) враждебных государств были просто вне закона. Война в древности объявлялась не только неприятельскому государству и его вооруженным защитникам, но вообще всем лицам, находящимся на неприятельской территории. Захваченные в плен солдаты и гражданское население обычно подвергались издевательствам, а после триумфального шествия их казнили. Тех, кого оставляли в живых, продавали в рабство.
Некоторые философские течения древности внесли свой вклад в пресечение чрезмерных жестокостей во время войны. Особо выделяется в этом плане стоицизм, центральное место в котором занимали гуманистические принципы. На заре Pax Romana доктрина стоиков получила широкое распространение, приобрела таких сильных сторонников, как Сенека и Цицерон, и вступила, можно сказать, в свой золотой век. Ее приверженцы провозглашали равенство всех людей и осуждали рабство. Они утверждали, что война не влечет за собой отмену всех законов. Они заменили лозунг «Человек человеку волк» на «Жизнь человека священна». Существовавшее ранее «Горе побежденному» заменили такими согревающими душу постулатами, как «Я человек и ничто человеческое мне не чуждо» и «Страдающий враг – не враг».
Однако на практике прогресс был медленным. Необходимо также отметить, что философам-стоикам принадлежит идея справедливой войны, которая затем возродилась в средние века и повлекла за собой ужасные последствия. Лучшими намерениями было продиктовано философское положение о том, что нельзя начинать войну без justa causa. Иными словами, война может быть начата только с целью защиты или для восстановления справедливости. Но захватчики всегда пытались оправдать свои завоевания религиозными и нравственными мотивами, всегда утверждали, что они ведут справедливые войны.
Средние века
Такие мировые религии, как христианство и ислам, оказали большое воздействие на развитие гуманитарного права.
Христианская религия проповедовала, что все люди созданы по образу и подобию Божьему, что все мы – дети одного Отца и все удостоены вечной жизни. Человек приобретал неизведанное до сих пор достоинство. Если все люди братья, то убийство – преступление, и рабов больше быть не должно. Эта концепция была настолько революционной, что потрясла основы древнего общества и внесла свой вклад, не меньший, чем великие завоевания, в уничтожение шатких структур старого мира.
Христос проповедовал любовь к ближнему и возвел ее на уровень всеобщего принципа.
Правда, сам Христос ничего не говорил о войне и о том, как надо ее вести. Вопрос о том, применима ли заповедь «Не убий» и указание Евангелия «Возлюби врага своего» - к войне, а не только к личной жизни верующих, горячо дебатируется на протяжении веков.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.