Христиане начала нашей эры отказывались сражаться в римской армии потому, что римские воины были язычниками, а также из-за притязаний императора на божественное происхождение. Ситуация кардинально изменилась в 313 г. нашей эры после объявления Миланского указа, которым Константин, перешедший в христианство, в один день превратил церковь в великую мирскую силу.
Среди последствий этого союза церкви и государства было и вынужденное согласие церковных властей узаконить войну. Это, однако, явилось потрясением для многих христиан, согласных с Тертуллианом и Оригеном в том, что кровопролитие – преступление, запрещенное Писанием.
Перед лицом таких колебаний святой Августин (Августин Аврелий) в начале V века разработал теорию, заимствованную у стоиков. Это была доктрина «справедливой войны», подхваченная впоследствии Фомой Аквинским и множеством казуистов. Эта теория дала верующим оправдание войны и ее жестокостей, предложив компромисс между нравственными идеалами и политической необходимостью. Суть доктрины «справедливой войны» такова: естественный порядок есть отражение божественного порядка. Законный правитель может устанавливать порядок на земле. Война, объявленная справедливой, ведется в соответствие с волей Бога. Противник, таким образом, - враг Господа и поэтому, естественно, ведет несправедливую войну.
Конечно, чтобы война считалась справедливой, справедливой должна быть и причина, ее вызвавшая. Соответственно, святой Августин осудил захватнические войны. Но разве была в истории война, которую бы правитель, развязавший ее, объявил несправедливой и среди целей которой не назвал бы восстановление справедливости, попранной противником?
Как утверждал святой Августин: «Справедливая война есть борьба между грехом и справедливостью, и любая победа, даже одержанная грешниками, есть унижение для побежденных, которые по Божьему приговору несут наказание за свои прегрешения». Позднее Фома Гаэтанский, великий магистр Ордена доминиканцев, писал: «За ущерб, причиненный не только воинам, но и другим жителям государства, против которого идет справедливая война, не должно чувствовать себя виновным… Незачем делить жителей на виновных и невиновных, поскольку все государство враждебно и, в силу этого, проклято и разорено».
Церковь признавала право убивать пленных, обычно считавшихся еретиками, право превращать их в рабов, даже детей и женщин.
Воюющие стороны использовали идею справедливой войны для оправдания своих жестокостей. Достаточно привести лишь один пример – крестовые походы, являющиеся, пожалуй, самым ярким примером «справедливой войны».
Крестовые походы тесно связаны с таким культурно-историческим явлением, как рыцарство. Рыцарство собрало в элитарные войска людей знатного происхождения, имевших право носить оружие и сражаться верхом.
Рыцарские кодексы и правила поведения внесли определенный вклад в развитие гуманитарного права. (В Японии подобную роль сыграли самурайские кодексы чести). Объявление войны, неприкосновенность парламентера с белым флагом, запрещение использовать некоторые виды оружия – наследство, оставленное нам эпохой рыцарства.
Правда, рыцарские правила имели очень ограниченный характер. Они касались лишь христиан, причем благородного происхождения. Некоторые исследователи считают, что эти правила существовали для блага самого рыцарского сословия. Лишь захваченный в плен дворянин имел право на сохранение жизни, и лишь он мог купить себе свободу. Ясно, что запрет арбалетов (на Втором Латранском Совете в 1139 г.) тоже был выгоден, в первую очередь, рыцарям. Разве можно было допустить, чтобы мчащийся на коне в сверкающих доспехах рыцарь был убит стрелой простого слуги!?
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.