Материалы по праву » Международное гуманитарное право и СМИ » Основные источники современного гуманитарного права

Основные источники современного гуманитарного права

Страница 2

Кроме упомянутых Протоколов, после 1949 г. появились и другие документы, также ставшие важными элементами современного гуманитарного права.

В 1954 г. была принята Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Контроль за ее выполнением возложен на ЮНЕСКО. На принятие данной Конвенции повлияли события второй мировой войны, во время которой было уничтожено множество памятников культуры.

В 1972 г. принимается Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. В отличие от Протокола 1925 г., который лишь запрещал применять на войне бактериологические средства, эта Конвенция поставила само существование бактериологического оружия вне закона.

Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду имела целью пресечь возможность применения нового способа ведения военных действий – воздействия на окружающую среду. Принята под воздействием войны во Вьетнаме, во время которой вьетнамские джунгли, леса, поля уничтожались различными гербицидами и дефолиантами, выжигались напалмом. Миллионы тонн этого знаменитого «оранжевого реактива» было высыпано с американских военных самолетов, что причинило огромный ущерб природе и здоровью людей.

1980 г. ознаменован принятием Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Это так называемая «рамочная конвенция», к которой с течением времени могут приниматься все новые протоколы. Впрочем, ряд протоколов был принят сразу же. В первом протоколе данной Конвенции речь идет о необнаруживаемых осколках, во втором – о минах (в частности, минах-ловушках), третий касается запрещения или ограничения применения зажигательного оружия. В 1995 г. был принят новый, четвертый протокол, запрещающий применение ослепляющего лазерного оружия (пожалуй, первый случай в истории, когда новое оружие было запрещено международным сообществом не после его применения в вооруженных конфликтах, а еще до его возможного применения). Пятый протокол к упомянутой Конвенции был принят в ноябре 2003 г. Это Протокол по взрывоопасным пережиткам войны. Термином «взрывоопасные пережитки войны» (ВПВ) обозначаются разнообразные боеприпасы (неразорвавшиеся или неизвлеченные), которые остаются после окончания вооруженного конфликта. Все эти снаряды, гранаты, мины, ракеты, суббоеприпасы кассетных бомб служат причиной гибели или увечий гражданского населения. Протокол по ВПВ, внесший значительный вклад в борьбу с этой бедой, требует от участников вооруженного конфликта принимать определенные меры с целью свести к минимуму угрозу, представляемую взрывоопасными пережитками войны.

В 1993 г. принимается Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

И, наконец, еще одна важная веха – принятая в 1997 г. Конвенция о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и о их уничтожении. Очень прогрессивный документ, который, к сожалению, пока не ратифицировали государства, являющиеся основными производителями противопехотных мин, такие, как США, Китай и Россия.

И, наконец, нужно отметить принятый в декабре 2005 г. Третий Дополнительный Протокол к Женевским конвенциям 1949 г. Согласно этому Протоколу, вводится дополнительная эмблема – Красный Кристалл – в дополнение к двум уже существовавшим эмблемам Международного Движения Красного Креста и Красного полумесяца.

Как видим, в перечне основных источников МГП нет конвенции, запрещающей применение ядерного оружия. Конечно, воздействие ядерного оружия носит явно неизбирательный характер, способно причинить огромные страдания, привести к массовой гибели гражданского населения, а все это, казалось бы, совершенно противоречит духу и букве гуманитарного права. Именно поэтому некоторые государства и неправительственные организации добиваются полного запрета на применение ядерного оружия. Но – увы – в праве войны есть принцип соразмерности, который в упрощенном виде можно выразить так: «Чем больше военная необходимость, тем больше страданий она оправдывает». Кроме того, международному гуманитарному праву приходится считаться с существующими политическими реалиями. А они таковы, что целый ряд влиятельных государств, обладающих ядерным оружием (в том числе США, Россия, Франция, Великобритания) признают право на оборону с его помощью.

Споры по поводу возможности применения ядерного оружия привели в 1996 г. к суду. Международный суд в Гааге рассмотрел данный вопрос и вынес неоднозначное, «обтекаемое» решение, обусловленное тем, что половина судей признала правомерность применения ядерного оружия в чрезвычайных обстоятельствах, а другая половина высказалась за абсолютный его запрет. В итоге Рекомендательное Мнение суда содержало такую формулировку: «…Ввиду того, что в настоящее время международное право не располагает полным объемом связанных с этим вопросом данных, суд не может вынести окончательного решения о законности или незаконности использования ядерного оружия в чрезвычайных обстоятельствах, когда недостаточность обороны ставит под угрозу само существование государства».

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru