Признавая право иностранцев покидать страну в начале и разгар конфликта, Конвенция также подтверждает право государства задерживать тех, кто может обратить против него оружие или владеет государственными тайнами. Те, кому отказано в отъезде, могут в суде оспаривать отказ.
Один из разделов Конвенции посвящен законодательству на оккупированных территориях. Защищая население от произвола, Конвенция в то же время утверждает, что оккупационные власти должны быть в состоянии поддерживать порядок и противостоять бунтам.
В нормальной обстановке оккупационные власти должны поддерживать существующее в оккупированной стране законодательство и существующие суды. Оккупанты не имеют права изменять статус должностных лиц и судей на оккупированных территориях, равно как и наказывать их за то, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести.
Гражданские лица, по какой-либо причине лишенные свободы, должны пользоваться, по сути, теми же льготами, что и военнопленные.
Как уже упоминалось, четвертая Женевская конвенция явилась настоящим прорывом, но ее важнейшие положения не применялись к той части гражданского населения, которая находится в районах боевых действий, где как раз наиболее высока степень угрозы их жизни. В силу этого четвертая Конвенция не решила в полной мере проблему обеспечения защиты гражданского населения от опасностей, возникающих непосредственно в ходе военных действий.
Этот пробел был восполнен двумя Дополнительными протоколами к Женевским конвенциям, принятыми в 1977 г. Первый протокол регламентирует ситуации международных, а второй – немеждународных вооруженных конфликтов. В обоих протоколах особое внимание уделяется защите гражданского населения.
В Первом Дополнительном протоколе впервые в международном праве был четко сформулирован сам принцип защиты гражданского населения, раскрыто его основное содержание, конкретизированы нормы, определяющие условия предоставления защиты гражданским лицам, определены основные обязанности воюющих сторон в отношении обеспечения защиты гражданского населения.
Центральное место в Первом Дополнительном протоколе занимает ст. 48 «Основная норма», которая устанавливает, что «для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов». Впервые также закреплены нормы, устанавливающие, что «в случае сомнения относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским лицом, оно считается гражданским лицом», то есть таким, которое не принадлежит к личному составу вооруженных сил и не принимает участия в военных действиях.
Разумеется, гражданское лицо может быть любого возраста, пола, профессии (в том числе журналист), хотя защита некоторых категорий гражданского населения (в частности, медицинского персонала, священнослужителей, женщин, детей до 15 лет, персонала организаций гражданской обороны) прописывается в международном гуманитарном праве особо. Организациям гражданской обороны посвящена целая глава (ст. 61 – 67) Первого дополнительного протокола – потому, что эти организации играют огромную роль в защите гражданского населения. Персонал и имущество организаций гражданской обороны должны пользоваться уважением и защитой, на них не должно совершаться нападений. На оккупированных территориях гражданские организации гражданской обороны должны получать от властей содействие, необходимое для осуществления их задач.
В Первом Дополнительном протоколе также дается определение военных и гражданских объектов. К категории военных объектов относятся только те, «которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество» (ст. 52). Объекты, специально созданные для применения в качестве средств ведения войны, не вызывают сомнения в принадлежности к категории военных (боевая техника, склады боеприпасов и т.п.). Вместе с тем данное определение охватывает и объекты, являющиеся по своему первоначальному, основному предназначению гражданскими, но в конкретный момент боевых действий используемые вооруженными силами в целях обеспечения успеха военных действий (например, жилой дом, из которого военные ведут огонь).
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.