В Российской Федерации сформирована система органов и должностных лиц, которые ответственны за обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В широком смысле – это, с одной стороны, система государственных, правоохранительных и правозащитных органов, таких, как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура и тому подобные. С другой стороны, это система общественных правовых организаций, таких, к примеру, как комитет по защите прев потребителя, адвокатура, многочисленные общественные организации и движения. Функционируют и общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и прочие аналогичные учреждения, создаваемые при Президенте РФ, в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации сплачивает совместная цель – защита юридических прав и свобод человека и гражданина.
Государство, призывая личность вести себя надлежащим образом, что определено юридическими предписаниями, в свою очередь, нацелено на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина. Оно берет на себя обязательства давать гарантии защищенности личности, обеспечивать ее правомочия в пределах учрежденного в обществе и стране правового порядка. Граждане должны иметь возможность защищать свои права и свободы прямым образом либо обращаться за их защитой в государственные органы и учреждения.
Под гарантиями имеются в виду правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Всякое право либо свобода лишь тогда могут быть осуществлены, когда им отвечают чьи-то обязанности его обеспечить. Гарантии по своей природе и есть обязанности, касательно конституционных прав и свобод это обязанность государства.
Государство должно создавать социально-экономические, политические, идеологические, юридические гарантии для исполнения прав и свобод человека.
К социально-экономическим гарантиям относятся признание государством и равная защита всех форм собственности, что позволяет человеку быть экономически свободным в реализации своих прав и свобод.
Политические гарантии подразумевают государственное обеспечение форм реализации власти народа, что в действительности осуществляется в установлении демократических форм правления и государственно-политического режима в стране, разделении властей и введении системы «сдержек и противовесов», в проведении систематических и свободных выборов всех уровней, референдумов и прочих форм непосредственного волеизъявления народа и так далее.
Идеологические гарантии обусловлены, в первую очередь, конституционным статусом, который предусматривает идеологическое разнообразие в государстве. Оно не вправе учреждать какую-либо идеологию в качестве государственной либо общеобязательной. Государство также обязуется не позволять разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную розни.
Юридические гарантии фиксируются всей правовой системой государства, так как именно права и свободы человека гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Результативному осуществлению прав и свобод личности должна служить и слаженная работа органов, составляющих правоохранительную систему. Первостепенное значение принадлежит здесь суду. По месту и значимости суда в обществе можно судить об уровне демократии в государстве. Важной стадией в становлении истинно суверенного суда, а значит, верного обеспечения прав человека стало принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который установил, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Названный закон определяет, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, прочих физических и юридических лиц и должны беспрекословно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. В последнее время во многих странах, включая Россию, сформировался институт конституционного контроля, который занимает важное место в правовом механизме защиты прав и свобод человека.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.