Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с применением мер ответственности за налоговые правонарушения и правовым регулированием данного явления.
Достижение целей правового регулирования налогового права осуществляется посредством нормативного закрепления прямых обязанностей строго определенного круга лиц и наделения налоговых органов властными полномочиями в рамках осуществления деятельности по контролю за соблюдением такими лицами своих обязанностей. Защита существующего правопорядка в сфере налоговых правоотношений предполагает наличие правовых механизмов принудительного воздействия на субъектов правоотношения в целях понуждения их к исполнению установленных обязанностей.
Однако реализация принудительных мер предполагает обязательное соблюдение определенных правовых требований, исключающих произвольное и необоснованное привлечение к ответственности. Требования справедливости и соразмерности ответственности диктуют необходимость установления определенных условий наступления ответственности и четкого порядка ее применения.
При этом, поскольку в основе ответственности лежит правонарушение, закон должен определить его признаки, а также закрепить критерии разграничения юридически наказуемых деяний. Условия реализации указанных задач зависят от вида того или иного правонарушения, которому в системе правонарушений отведена определенная роль и для которого предусмотрены отличительные черты. Именно природа правонарушения определяет характер санкций и порядок их наложения.
Действующее налоговое законодательство допускает не только противоречивое правовое регулирование понятия налоговых правонарушений, но и оставляет открытым ряд ключевых вопросов, связанных с разрешением дел о таких правонарушениях и применением ответственности за их совершение. Закрепленный в настоящее время механизм ответственности за правонарушения в сфере налогообложения не исключает возможности неоднократного привлечения лица к ответственности за одно деяние на основании различных актов. Предусмотренный порядок применения ответственности за налоговые правонарушения характеризуется неопределенностью и отсутствием структурного единства.
В таких условиях принцип недопустимости необоснованного привлечения к ответственности не получает должной реализации, что создает серьезные предпосылки угрозы нарушения прав налогоплательщиков и, в конечном счете, подрывает доверие налогоплательщиков по отношению к государству.
Эффективное функционирование налоговой системы требует создания стабильных условий применения налогово-правовой нормы, закрепления единых правил привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения и обеспечения однозначного понимания нормы права, предусматривающей ответственность. При этом - важно обеспечить унификацию норм об ответственности, поскольку недопустимо регулирование ответственности за правонарушения, имеющие * одинаковую правовую природу и сферу возникновения, в рамках разных актов, имеющих различные не только цели правового регулирования, но и отраслевую принадлежность.
Безусловно, что в основе решения указанных задач должно быть теоретическое осмысление сущности налоговых правонарушений, условий их возникновения, исследование проблем применения ответственности за их совершение на основе анализа действующего законодательства и практики его применения.
Таков далеко не полный круг обстоятельств, обусловливающих актуальность вопроса изучения проблематики, связанной с правовым регулированием института налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, и послуживших основанием выбора направления диссертационного исследования.
Поскольку сфера охватываемых тематикой настоящей работы проблем довольно обширна, акцент сделан на теоретическом исследовании отдельных вопросов, касающихся правовой сущности налогового правонарушения, сферы возникновения и основных элементов его состава, а также правовом анализе некоторых положений действующего законодательства, регулирующих условия и порядок применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
Степень разработанности темы и круг источников.
До последнего времени теоретического исследования проблематики, посвященной изучению вопросов правовой квалификации правонарушений в сфере налогообложения и правового регулирования порядка применения ответственности за их совершение с точки зрения проблем законодательного регулирования, в науке финансового права не проводилось. На монографическом уровне предметом исследования зачастую выступали вопросы квалификации правовой природы ответственности за налоговые правонарушения и специфики санкций в сфере налогообложения, которые лишь поверхностно охватывали проблемы относительно противоречивости существующего регулирования понятия налоговых правонарушений и порядка разрешения дел по ним.
В современный период ряд теоретических выводов по вопросам квалификации налоговых правонарушений и порядка применения мер ответственности за их совершение получил свое отражение в работах таких ученых, как А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.И. Бутурлин, С.А. Герасименко, A.Н. Головкин, М.В. Карасева, В.А. Кашин, А.Н. Козырин, Ю.А.Крохина,B.А. Кулеш, М.В. Кустова, И.И. Кучеров, А.А. Никонов, О.А. Ногина, С.Г.Пепеляев, Г.В. Петрова, В.И. Слом, Э.Д. Соколова, Н.А. Шевелева, - а также ряда других ученых.
В качестве правовой базы в настоящем диссертационном исследовании диссертант опирался на Конституцию КР, акты законодательства о налогах и сборах, бюджетного и гражданского законодательства. В ходе подготовки исследования была изучена и проанализирована обширная судебно-арбитражная практика.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе охранительной деятельности государства по реализации мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Предмет исследования - совокупность правовых норм налогового, административного, гражданского и иных отраслей законодательства, с помощью которых осуществляется нормативно-правовая регламентация налогообложения в КР и определение объемов налоговых обязательств налогоплательщиков.
Цели и задачи исследования. Настоящая работа имеет своей целью определить сущность понятия налогового правонарушения и условия его возникновения, исследовать основные теоретические вопросы относительно порядка реализации мер ответственности, провести анализ практики применения отдельных положений законодательства о налогах и сборах, связанных с привлечением к ответственности, а также вывить недостатки нормативно-правовой регламентации института налоговых правонарушений и ответственности за их совершение и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:
• проанализировать правовую природу правоотношений, в рамках которых возникают налоговые правонарушения и показать значение налогового правонарушения как основы формирования особого вида властно-правовой деятельности по охране правопорядка в сфере налогообложения;
• изучить научные взгляды относительно понятия налогового правонарушения, его места в системе правонарушений и провести исследование на предмет поиска предпосылок отдельного нормативно-правового регулирования данного понятия;
• проанализировать проблемы квалификации субъективной стороны состава налогового правонарушения как обязательного условия привлечения к ответственности и выявить необходимые признаки вины в совершении налогового правонарушения применительно к юридическому лицу;
• провести исследование относительно правового регулирования условий и порядка установления факта налогового правонарушения в целях применения мер ответственности;
• изучить механизм производства по делам о налоговых правонарушениях, предусмотренный положениями НК КР, на предмет наличия недостатков правового регулирования, препятствующих формированию данного вида производства как самостоятельного правового института в рамках НК КР;
• выявить проблемы и перспективы совершенствования действующего налогового законодательства относительно порядка применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений и выработать конкретные рекомендации по устранению существующих недостатков.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.