Для более полного понимания проблем, возникающих в практической деятельности контролирующих и правоохранительных органов, необходимо сравнивать основные аспекты административного и налогового права, касающиеся особенностей при привлечении к ответственности на основании норм НК КР и КоАП КР. Прежде всего уточним некоторые понятия.Административное право как наука - это составная часть юридической науки, представляющая собой систему государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти).
Управлять значит "руководить, направлять деятельность, осуществлять связь управления".
Сущность управления характеризуется такими признаками, как задачи и цели; субъекты и объекты; функции; организационная структура; единство, самостоятельность, взаимозависимость элементов; формы, способы и методы деятельности.Административно-правовое принуждение - один из видов правового принуждения, обладающий рядом особенностей:
а) применяется в связи с совершением административного правонарушения;
б) осуществляется в рамках внеслужебного подчинения;
в) является одним из способов реализации функции власти;
г) административной ответственности подвергаются физические лица, должностные лица, юридические лица;
д) административно-правовое принуждение регулируется административно-правовыми нормами, закрепляющими виды мер принуждения, основания и порядок их применения;
е) служит средством обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления;
Само наименование принудительных мер свидетельствует о том, что для них характерен в основном административный, т.е. внесудебный, порядок применения.Меры воздействия в большей части отнесены к компетенции органов исполнительной власти, специально наделенных соответствующими полномочиями.
Административная ответственность - особый вид юридической ответственности, являющийся частью административного принуждения. К его основным отличительным признакам относятся следующие:
а) урегулированность нормами административного права;
б) применение к лицам, совершившим административное правонарушение;
в) применение к виновным административных наказаний;
г) применение должностными лицами органов исполнительной власти, судом, арбитражным судом;
д) установление порядка привлечения к ответственности административно-процессуальными нормами.
Единства в понимании проблем, касающихся разграничения административной ответственности и ответственности за совершение налоговых правонарушений, среди ученых нет. Высказываются различные точки зрения.
Правильное определение родовой принадлежности налоговых санкций обеспечит правомерность использования в процессе правоприменения общих норм, регламентирующих данный вид принуждения.
Ответственность за совершение налогового правонарушения обладает признаками, характерными для любого из традиционно признаваемых самостоятельных видов юридической ответственности: а) она нормативно определена специальным законом - НК КР;
б) состоит в применении к нарушителю мер государственного принуждения, имеющих характер дополнительных финансовых обременений;
в) ее основанием выступает виновное нарушение правовых норм налогового законодательства;
г) реализуется в установленной процессуальной форме.Среди особенностей ответственности за совершение налоговых правонарушений, отличающих ее от других видов ответственности, можно выделить следующие:
а) применяется только за налоговое правонарушение, понятие которого определено нормами НК КР;
б) воздействует с целью возмещения финансовых потерь государства, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением налоговой обязанности; в) субъектами налоговых правоотношений являются налогоплательщики, налоговые агенты, банки;
г) воздействует на имущественную сферу нарушителя (так как он причиняет имущественный ущерб государству) в целях компенсации и предотвращения финансовых потерь государства в организуемых им распределительно-денежных отношениях;
д) применяется в соответствии со строго установленной процедурой по выявлению налоговых правонарушений;
е) размер санкции в большинстве случаев устанавливается в зависимости от суммы неисполненного налогового обязательства; ж) финансовые потери государства частично компенсируются посредством пеней - в этом ответственность, предусмотренная НК КР, больше похожа на гражданско-правовую, а не на административную, но при этом невозможна договоренность сторон между собой об изменении суммы пени или об условиях ее неуплаты;
з) при применении административной санкции к нарушителю может применяться гражданско-правовая ответственность в целях возмещения ущерба, а при применении налоговой ответственности это не допускается; и) никакие иные нормы, кроме НК КР, не могут предусматривать ответственность за совершение налогового правонарушения.Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что отнесение того или иного нарушения в налоговой сфере к числу налоговых либо административных в значительной мере зависит от усмотрения законодателя.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.