Народ и князь два одинаково существенных элемента древнерусского общественного быта: с одной стороны, народ не может жить без князя, с другой – главную силу князя составляет тот же народ. Участие народа в общественных делах проявляется под формой веча. Вече не создано князем, оно составляет первоначальную форму быта. Исторические памятники рассказывают о народных решениях еще до призвания Рюрика. Описывая киевские события, последовавшие за смертью трех братьев Кия, Щека и Хорива, летописец говорит: «поидоша Козаре на Полянъ…. И реша: платите нам дань. Сдумавше же Кіяне и вдаша отъ дыма мечь» [5, с. 1]. Во времена князей Рюриковичей форма эта встречается на всем пространстве княжеской России: где были князья, там было и вече. Новгород не представлял в этом отношении исключительного явления: его быт есть быт общий всем городам русским. Разница, которая замечается в его жизни и жизни других городов – есть разница количественная, а не качественная.
Существование сильных партий и легкая возможность столкновения между ними, которая условлена вечевым бытом, и была причиной, что новгородская вечевая жизнь текла более шумно, чем жизнь других городов, менее населенных и менее богатых, и вследствие того представлявших большее однообразие и спокойствие жизни. Кроме того, Новгород имел еще и великое преимущество перед другими городами, что татарский разгром вовсе его не коснулся. Благодаря этому обстоятельству, вечевая жизнь сохранилась в его стенах гораздо долее, чем в остальной России [5, с. 2]. Вечевой быт был явлением необходимым в древней России, а поэтому и всеобщим. Князь, призванный элемент власти, не имел еще своих собственных, достаточно развитых орудий управления. У него не было ни полиции, ни войска в нынешнем смысле слова. Между князем и исполнителями его воли не было даже той поземельной связи, которая дает такую прочность отношениям феодальным и поместным. Отношение служилых людей к князю было до крайности шатким, они могли прерваться ежеминутно и по односторонней воле служилого человека. Эта слабость собственных сил князя естественно заставляла его искать опоры в согласии с народом, выдвигала народ на первый план. Хотя вече и не было создано князем, но оно должно было обращаться к нему. Таким образом, вече не есть явление одиночное, стоящее вне прямой связи с другими учреждениями княжеской России: оно составляет необходимое к ним дополнение [5, с. 20]. Происхождение веча – предмет жарких споров в науке. Согласно старейшей гипотезе, средневековое вече восходит к народным собраниям племенного общества. В.И. Сергеевич считал, что вече существовало с незапамятных времен. Более того, он полагал, что государство возникло в результате гражданского договора между князем и народным собранием – вечем. Гипотеза о том, что вече выросло из собраний родового общества, подвергалась сомнению начиная с середины XIX в. Однако все же она оставалась общепринятой до тех пор, пока В.О. Ключевский не решился отказаться от идеи родовых собраний. Он относил истоки веча к XI в., когда этот термин начинает появляться в источниках при описании различных событий. Именно в это время династическая власть породила в основных древнерусских городах необходимые для создания веча правовые нормы, и, по В.О. Ключевскому, у нас нет оснований допускать существование такой организации, как вече, в более ранние периоды.
Теория В.О. Ключевского о возникновении веча в XI в. вызвала раскол в русском научном сообществе [2, с. 10]. Б.Д. Греков вслед за В.О. Ключевским высказал мнение, что вече в Х и первой половине XII в., во время роста и расцвета Древнерусского государства, не функционировало и стало развиваться во второй половине ХI и в XII в. в связи с упадком государственной власти и расчленением единого государства на отдельные княжества. Напротив, С.В. Юшков считал, что вечевые собрания, которые произошли от племенных сходок времени родоплеменного строя, продолжали функционировать и в течение всего периода существования Древнерусского государства [7, с. 144].
С.М. Соловьев подчеркивал роль княжеской власти как катализатора процесса упрочения основ веча к концу XI в., но зарождение веча он относит к родоплеменному строю. Буданов и М.В. Довнар-Запольский настаивали на том, что вече коренится в родоплеменном обществе. М.Ф. Владимирский-Буданов придерживался мнения, что городская политическая система вытесняла родовую на протяжении IX–X вв., в то время как М.В. Довнар-Запольский полагал, что племенной характер веча сошел на нет после возникновения нескольких княжеств, поскольку их границы не всегда совпадали с границами племенных объединений. М.Н. Покровский, первый советский историк, занявшийся проблемой веча, считал, что социально-экономическая обстановка, сложившаяся в городах XI в., оказала существенное влияние на трансформацию веча. Он отрицал возможность происхождения «городского» веча из старого, «племенного». XII век был, согласно М.Н. Покровскому, демократической эпохой, когда управление русскими городами стали осуществлять вече и выборные должностные лица.
Русь вече собрание власть были, однако, и исторические материалисты, твердо уверенные в дофеодальном, родоплеменном происхождении веча. С.В. Юшков допускал, что вече существовало уже ко времени возникновения Киевской Руси. Он видел историческое развитие восточных славян как эволюцию от дофеодального родоплеменного общества к Киевской Руси, а затем к феодальной монархии в княжествах [5, с. 53–57]. Такие выдающиеся советские историки, как Б.Д. Греков и М.Н. Тихомиров, считали, что возникновение народных собраний есть результат политического усиления городов во второй половине XI в. В то же время Б.Д. Греков соглашался с гипотезой о зарождении веча в родоплеменном строе. Он понимал вече как восстановление племенных собраний древнего славянского бесклассового родового общества и считал вечем известные по византийским источникам племенные собрания у славянских народов. Случаи, когда в X в. обнаруживается нечто, напоминающее вече, Б.Д. Греков рассматривает как рудименты архаичной «конституции» родоплеменного общества. В городах, возрастание значения которых подтверждается как письменными источниками, так и археологическими находками, сложился могущественный класс ремесленников и купцов. Они образовали новую политическую силу, которая начиная со второй половины XI в. принимала участие в управлении княжествами и, вероятно, имела свои собственные формы политической организации, одной из которых и было вече. В XII в. вече получило повсеместное распространение в древнерусских городах, после чего в результате классовых противоречий стало политическим инструментом феодальной прослойки Новгорода, Пскова и Полоцка. Разногласия между теми, кто, подобно В.О. Ключевскому, относит возникновение веча к XI в., и теми, кто настаивает на его зарождении в родовом обществе, до сих пор делят научное сообщество на два лагеря.
Большинство современных исследователей, однако, придерживаются мнения, что источники не позволяют признать существование веча ранее XI в., причем первое бесспорное доказательство его функционирования относится к середине этого столетия [5, с. 53–57].
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.