При рассмотрении статистических данных была выявлено две тенденции: продолжающийся рост госаппарата, особенно за счёт регионов; и нестройность, разброс в размерах оплаты труда при рассмотрении госаппарата в вертикальном и даже горизонтальном разрезе.
В целом, если говорить о практике госслужбы, то здесь имеется множество негативных моментов, которые, в конечном итоге, сводятся к неудовлетворительному исполнению ей своих функций. Представляется, что выходом из сложившейся ситуации может быть комплексная реформа госслужбы, целями которой будут:
а) создание единой целостной системы государственной службы Российской Федерации с учетом новых социально-политических, экономических, культурных и национальных особенностей страны;
б) кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах укрепления государственности, развития гражданского общества и каждого гражданина страны;
в) формирование высокопрофессионального корпуса государственных служащих, владеющего современными управленческими и информационными технологиями;
г) создание системы управления государственной службой РФ.
А уже в рамках этой реформы можно будет решить существующие проблемы механизма организации заработной платы – несогласованность действий органов власти при формировании средств на оплату труда, недоработанная система должностных окладов и т.д.
Одним из перспективных путей здесь может быть привязка размера оплаты труда к результатам деятельности. Как в компаниях результативным показателем служит прибыль, так в государстве – это будет ВВП, причём этот принцип можно спустить и до служащих регионального и местного уровня, беря там за основу какие-либо актуальные параметры социально-экономического развития (уровень инфляции, промышленная продукция, уровень безработицы и т.п.). По вопросу - что делать с должностями, которые на эти параметры не влияют, можно сказать, что это лишь теоретическое направление изменений, и при должной его разработке и соответствующем законодательном обеспечении можно будет решить и эту проблему.
Нельзя не сказать о необходимости совершенствования законодательства. Например, в новом законе о госслужбе по отдельным должностям гражданской службы всё-таки может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором эта оплата ставится в зависимость от показателей эффективности. Однако не список подобных должностей, не механизм их оплаты не отработан, и этот пункт остаётся пока лишь потенциальной возможностью для будущих изменений.
И последнее, на чём хотелось бы остановится – это мои собственные решения обозначенных проблем, которые являются итогом изучения информации по данному вопросу.
Во-первых, если мы хотим добиться сходных уровней оплаты труда в коммерческом и государственном секторах, то не нужно делать таких строгих различий и границ, а воспринимать госслужбу лишь как одну из отраслей непроизводственной сферы, которая просто более подконтрольна государству, чем остальные.
Сразу возникает вопрос – а откуда взять дополнительные финансовые средства, которые всё равно будут нужны при применении такого качественно нового подхода. И ответ – из собственной же среды, а именно из огромных прибылей которые способно приносить госпредпринимательство. Если обратиться к историческому опыту, то в начале XX века монополия на алкогольную продукцию и ж/д перевозки давало государству до половины бюджетных доходов. А если добавить, что сейчас появились новые сферы, например операции на рынке ценных бумаг, где государство обладает большими активами, то по крайней мере на самофинансирование полученных доходов должно хватить.
Следующая проблема – как избежать дифференциации доходов федеральных и местных чиновников и т.п. На мой взгляд, сфера государственной власти не относится к тем, где можно заниматься либерализмом, и здесь нужно просто установить жестко централизованную систему организации оплаты труда с поправкой на небольшую самостоятельность с учётом местных особенностей на местах.
И наконец, по поводу коррупции вдобавок ко всем вышеописанным мерам, необходимо сделать всю деятельность государства, вплоть до процесса принятия решений максимально прозрачной для общества, и такой независимый контроль внесёт свой вклад в оптимизацию работы системы госвласти.
Остаётся надеяться, что нужные изменения будут сделаны, и мы, наконец, обретём эффективный институт государственной службы, обеспечивающий и экономический рост, и гармоничные, справедливые отношения с обществом.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.