Отрицательным последствием идеологии, провозглашающей «борьбу с преступностью», является осознание преступника в качестве противника, с которым нужно вести борьбу или войну. В реальной жизни это неизменно приводит правоохранителя к необходимости идентифицировать себя с человеком, находящимся в условиях вооруженного конфликта, в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости. Данная ролевая позиция, в свою очередь, требует быстрых, решительных и бескомпромиссных действий, подчиненных единственной цели – выжить и победить противника фактически любой ценой. Милицейские подразделения, делающие ставку на борьбу с преступностью как на основной стиль деятельности, довольно быстро переходят к репрессивным формам социального контроля и фокусируют свои усилия не на средствах ведения борьбы, а на достижении конечного результата – победы. Подобная тактика зачастую чревата незаконным принуждением вплоть до криминального насилия.
В то же время декриминализацию полиции, прежде всего, обеспечивает нулевая терпимость к нарушениям сотрудниками полиции как законодательства, так и собственных норм. Даже такая необходимая в действиях полиции мера как применение насилия в каждом отдельном случае тщательно разбирается, а применивший оружие полицейский подлежит отстранению на определенный срок от службы и психологической реабилитации.
Прежде всего, остро необходим пересмотр социальной роли всей правоприменительной системы и разработка новой концепции ее функционирования в обществе. Это означает, что в профессиональном менталитете сотрудников правоприменительных органов на передний план должна выйти их роль как профессионалов в специальной области. При этом их установка на роль представителей власти должна не только уйти на задний план, но стать лишь компонентом их роли защитников Закона. Сегодня ситуация полностью противоположна.
Полиция в современном обществе часто определяется как специфическая профессиональная организация, использующая власть государства для предоставления населению сервисных услуг по обеспечению личной безопасности граждан и обеспечению общественной безопасности.При этом акцент делается на то, что эффективность работы организации в целом чрезвычайно зависит от индивидуального мастерства и опыта каждого отдельного работника. Сравним сохранившийся в России советский принцип: «Незаменимых нет», который, например, в правоприменительных органах прямо вытекает из доминирования властных функций над профессионализмом. Не случайно в СССР во всех видах деятельности (в том числе и в правоприменительных структурах) ведущие властные позиции занимали партийные и советские работники практически независимо от профессионализма.Хотя этот процесс изменения профессионального менталитета сотрудников милиции является сложным и длинным, без него невозможна реальная перестройка деятельности милиции.
Отдельная проблема – борьба с системным алкоголизмом в МВД, который не только разрушает и без того низкий профессионализм сотрудников милиции, но и провоцирует их на правонарушения и даже преступления. Исследования показывают, что самые тяжкие преступления совершаются под воздействием алкоголя. Прежде всего, употребление алкоголя на службе должно быть запрещено под угрозой увольнения. В то же время в милиции должны работать профессиональные наркологи
В итоге складывается довольно неприглядная картина: Перемена профессиональных взглядов сотрудников выглядит практически невозможной. Она тесно переплетается с другими проблемами, как то низкий уровень подготовки, в том числе юридической (нередко сотрудник сам не знает в какой ситуации и на что он имеет право), невысокая дисциплинированность, мощная общая карумпированность, и собственно, всё остальное.
Пожалуй, эта проблема стоит наиболее остро и разрешить её будет сложнее чем все остальные вместе взятые. Нужна глобальная перезагрузка этой системы, т.к. хоть нормальные сотрудники попадаются и до реформы, но в органах они долго не задерживаются, вытесняясь среднестатистическим сотрудником, т.е. практически бессовестным и беспринципным. Немалую роль в этом играет ещё и менталитет самого русского человека, который будучи гражданским боится милиции, а приходя на службу считает что теперь бояться должны его и всячески к этому стремится.
И это один из самых крупных изъянов законопроекта о полиции, так как письменные выкладки с сухими формулировками не заставят измениться самого человека в одночасье и что вечером одного дня, что утром следующего, после вступления закона в силу, человек останется таким же, и у сотрудника полиции не добавится ни профессионализма, ни морали.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.