Управление охотничьим хозяйством осуществлял Наркомат земледелия, на который декретом «Об охоте» возлагались обязанности:
- организация и введение охотничьего хозяйства, включая разведение и охрану животных;
- направление и согласование деятельности местных органов управления охотой;
- организация снабжения охотников орудиями производства, припасами, спецодеждой.
В 1922 году был принят первый Уголовный кодекс РСФСР, который в первоначальной редакции в ст. 99 устанавливал уголовную ответственность за охоту в недозволенное время, в недозволенных местах, недозволенными способами и приемами. Интересно, что ст. 99 УК РСФСР была помещена в главу о государственных преступлениях. Объясняется это тем, что все преступления против порядка управления УК РСФСР 1922 года относил к государственным преступлениям. Вслед за принятием Уголовного кодекса 1922 г. был издан ряд нормативных актов, целью которых было усиление борьбы с браконьерством. Например, в циркуляре НКВД от 22 октября 1923 года № 353 говорилось, что в связи с имеющимися у НКВД сведениями об истреблении животных населением, НКВД предлагает: 1) принять самые решительные и строгие меры к искоренению этого зла, вменив это в обязанности милиции; 2) при выявлении виновных привлекать их к уголовной ответственности по ст. 99 УК РСФСР. Однако 16 октября 1924 года были внесены изменения в ст. 99 УК РСФСР и за незаконную охоту была предусмотрена административная ответственность. Осознавая, что такая ситуация может привести к выходу браконьерства из-под контроля государства в 1925 году декретом ВЦИК и СНК Уголовный кодекс РСФСР был дополнен ст. 99-а, устанавливающей ответственность за незаконное производство рыбного и водных добывающих промыслов. Однако незаконная охота продолжала оставаться административным проступком.
Уголовный кодекс РСФСР также закрепил в ст. 86 ответственность только за незаконное занятие рыбным промыслом. И лишь в 1928 году Уголовный кодекс был дополнен ст. 86(1) следующего содержания: «производство охоты в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными способами и орудиями». Однако ст. 86(1) УК РСФСР не стала эффективным средством борьбы с браконьерством. Основной мерой наказания за совершение этого преступления был штраф до 300 рублей, либо лишение свободы и исправительные работы на срок до 6 месяцев. Данная статья просуществовала до принятия нового УК РСФСР 1960 года.
Уголовная ответственность за незаконную охоту по УК РСФСР 1960 года предусматривалась в статье 166, которая была отнесена к главе «Хозяйственные преступления». Согласно ч. 1 ст. 166 УК РСФСР «незаконной» признавалась охота без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами, если эти действия совершены после применения мер административного воздействия за такое же нарушение. По ч. 2 ст. 166 УК РСФСР предусматривалась ответственность за охоту на зверей и птиц, охотиться на которых было полностью запрещено, или незаконную охоту, причинившую крупный ущерб, или охоту на территории государственного заповедника, или с применением автомототранспортных средств.
Вместе с тем, многие вопросы законодательного характера оставались не решенными. Эти вопросы законодатель попытался решить, усовершенствовав диспозицию ст. 258 в УК РФ, вступившего в действия с 1 января 1997 г.
Таким образом, исторический анализ уголовного законодательства об ответственности за незаконную охоту позволяет сделать ряд выводов.
В силу обширности охотничьих угодий и отсутствия перенаселенности в России исторически сложился взгляд на охоту как на свободный, нерегулируемый промысел. В тоже время охрана животного мира и борьба с таким посягательством на него, как браконьерство, велась неукоснительно, в течение многих веков, о чем свидетельствует большое количество исследованных правовых актов.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.