Возникновение земельных споров обусловлено определенными причинами. Они «кроются в объективных и субъективных негативных факторах, вызывающих различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного земельного права или исполнения соответствующих обязанностей».
Общим фактором распространения споров в сфере земельных отношений стала проводимая в России реформа социально-экономических отношений. Вследствие проводимых в обществе глубоких политических, экономических и правовых преобразований, земля стала выступать равнозначным объектом гражданского оборота, она является средством производства и приобретает высокую экономическую ценность.
Вместе с тем помимо названной общей предпосылки, можно выделить конкретные причины возникновения земельных споров, поделив их условно на следующие группы - причины организационно-правового характера; причины субъективного характера.
К первой группе относятся.
1. Несовершенство действующее законодательства, в том числе регулирующего земельные отношения. Несмотря на решение ряда актуальных правовых вопросов в ходе проведения земельной реформы, в земельном законодательстве продолжают сохраняться определенные пробелы, влекущее за собой правовые споры. X. обратилась в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга с иском о признании действий ФБУ «Кадастровая палата» по Свердловской области в части отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка образованного из земель государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером < .>. Ответчик в обоснование своих возражений ссылался на статью 11.2 ЗК РФ, в соответствии с которой образование нового земельного участка может быть осуществлено либо только из земельных участков, либо только из земель государственной собственности. Образование нового участка из земель и земельного участка не предусмотрено. При рассмотрения спора (Дело № 33-2212/2012) суд обоснованно указал, что действующее законодательство не устанавливает ни способов образования земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности, ни способов образования земельных участков из участков и земель. Исходя из вышеуказанного, суд пришел к правильному выводу, что в данном случае имеет место законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также при отсутствии иных способов разрешения указанной коллизии с помощью норм, предусматривающих порядок образования участков (то есть иного способа формирования участка), не может являться препятствием для реализации конкретным гражданином принадлежащего ему права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду по фактическому пользованию в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Часто земельные споры обуславливаются противоречиями между законодательством Российской Федерации и субъектов. Пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данное двойственное регулирование земельных отношений ведет с одной стоны к тому, что субъекты РФ иногда принимают нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству, а с другой - нарушает единое экономическое пространство, т.к. происходит внедрение разных норм по сходным отношениям (не противоречащих федеральному закону). Это создает трудности при применении норм права, порождает массу земельных споров, нарушает единообразие судебной практики в субъектах РФ. Указанное, несомненно, создает большое количество земельных споров и порождает трудности их рассмотрения на различных уровнях судебного, арбитражного и третейского производства.
2. Несвоевременное или неполное доведение информации об изменении правового регулирования земельных отношений до заинтересованных лиц. Данный фактор имел особое значение в начале земельной реформы, когда интенсивно и кардинально менялось правое регулирование земельных отношений.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.