Цели и задачи модуля:
Разъяснить, почему долгое время вооруженные конфликты немеждународного характера никак не регулировались международным правом; дать представление о «Мини-конвенции», ее значении и ее основных положениях; рассмотреть причины, которые потребовали принятия Второго Дополнительного Протокола 1977 г., дать представление об этом Протоколе, выявить его преимущества и недостатки по сравнению с «Мини-конвенцией»; объяснить, какие существуют в настоящее время проблемы, связанные с нормами МГП, касающимися немеждународных вооруженных конфликтов.
План модуля:
Предыстория международно-правового регулирования немеждународных вооруженных конфликтов;
Третья статья, общая для всех Женевских конвенций 1949 года («Мини-конвенция»), ее основные положения;
Второй дополнительный протокол 1977 г., его достоинства и недостатки по сравнению с «Мини-конвенцией»;
Проблемы, связанные с соблюдением норм МГП, которые посвящены немеждународным конфликтам.
Наряду с международными войнами, история изобилует фактами вооруженных конфликтов немеждународного характера, революций, гражданских войн, мятежей, восстаний против правителей и существующего порядка. В последнее время все больше вооруженных конфликтов носят именно немеждународный характер.
Во время подобных конфликтов противники, как правило, имеют личные причины ненавидеть друг друга, поэтому ненависть, ожесточение воюющих друг к другу зачастую оказываются еще более сильными, чем в войнах между государствами. На эту особенность немеждународных (внутренних) вооруженных конфликтов обратил внимание еще около столетия назад известный российский юрист Ф.Ф. Мартенс, который указывал, что «…междуусобная война всегда гораздо больше вызывает у воюющих чувство ненависти и возбуждает страсти, чем война между независимыми народами. Следовательно, при междуусобной войне гораздо труднее найти в обычаях и законах надлежащие границы для произвола и насилия». Гражданская война в России вскоре явилась прекрасным подтверждением слов Ф.Ф. Мартенса.
У правительства, как правило, нет страшнее врагов, чем люди, пытающиеся силой свергнуть существующий режим. Поэтому во все века с такими людьми не церемонились, и преследовали тех, кто пытался доказать, что даже с мятежниками нельзя делать все, что угодно. Подавление восстаний и мятежей обычно осуществлялось с огромной жестокостью. Так было и в 185 г. до н.э., когда после подавления восстания рабов в Апулии, 7000 рабов были распяты римлянами; так было и в 1871, после разгрома Парижской Коммуны, когда было казнено примерно 25 тысяч человек; так было и в многочисленных гражданских войнах XX века.
Лишь в XVIII веке появилась идея руководствоваться законом даже в борьбе против тех, кто поднялся против правительства. Юрист Эмерих де Ваттель первым сформулировал это положение (правда, достаточно робко) в своем произведении «Право наций».
Во время гражданской войны в Америке в 60-х годах XIX века внутренним конфликтам был посвящен целый раздел «Инструкций для командующих армий Соединенных Штатов на поле боя». Эти инструкции, весьма передовые и проникнутые духом гуманности, были разработаны советником президента Линкольна Френсисом Либером, и приняты в 1863 году. В общем и целом, инструкции соблюдались. Но – увы – проявление гуманности во время немеждународного конфликта было все же исключительно редким явлением.
Люди, которые пытались применить какие-то регулирующие нормы к внутренним конфликтам, подвергались двум серьезнейшим обвинениям: вмешательство во внутренние дела государства (посягательство на государственный суверенитет!) и предоставление помощи бандитам.
Неудивительно, что защита жертв в период вооруженных конфликтов немеждународного характера длительное время оставалась вне сферы международно-правового регулирования.
Поэтому третья статья, общая для всех Женевских конвенций 1949 года, посвященная немеждународным вооруженным конфликтам, явилась настоящим прорывом. Она впервые обязала государства ограничивать насилие и защищать жертв войны во время вооруженных конфликтов немеждународного характера. Ранее данные вопросы относились исключительно к сфере компетенции самих государств. За особое значение третьей статьи, общей для всех Женевских конвенций 1949 года, ее даже называют «Мини-конвенцией».
Данная статья устанавливает, что «в случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон обязана применять как минимум следующие положения:
1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев».
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.