Средство массовой информации и редакция имеют свои уставы, утверждаемые в установленном порядке. Особые ограничения в данном отношении предусмотрены для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Доля финансовых вложений таких субъектов не может превышать пятидесяти процентов от уставного капитала СМИ.
Также отдельные требования, предусмотренные законодательством, адресованы организациям теле- и радиовещания, которые должны получать лицензию на вещание. При этом получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание данного канала.
В целях обеспечения информационных прав граждан, частью 1 статьи 38 Закона «О СМИ» предусмотрено право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Указанные субъекты предоставляют сведения о себе по запросам редакций средств массовых информаций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Здесь принцип свободы массовой информации перекликается с гласностью деятельности указанных выше субъектов и принципом открытого доступа к информации об их деятельности.
Для сохранения баланса частных и публичных интересов в исследуемой области, статьей 41 Закона «О средствах массовой информации» предусмотрена конфиденциальность информации. Редакция СМИ обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
В целом, можно сделать вывод о том, что действующее законодательство, регулирующее деятельность средств массовой информации, является сбалансированным и отвечает принципу свободы массовой информации. Совсем иная ситуация складывается в сфере практического применения данного законодательства.
Некоторые исследователи, в частности, В.В. Гриб, считают независимые СМИ правовой фикцией: «СМИ в любом случае зависят от собственника, учредителя, который назначает главного редактора, от доступности источников информации, давления правоохранительных органов или криминала и так далее». В современном обществе рынок средств массовой информации воспринимается владельцами СМИ не как институт гражданского общества, и даже не как бизнес, а как инструмент достижения своих целей. Полная власть владельца над средством массовой информации, превращает СМИ из института гражданского общества в собственность. Здесь прослеживается значительная степень огосударствления российских СМИ. Так, по данным Общественной палаты Российской Федерации, учредителями большинства региональных и до 80% муниципальных газет выступают органы муниципальной и региональной власти, что отражается на редакционной политике этих изданий и на их экономической независимости, поскольку, так или иначе, все они субсидируются из средств региональных и местных бюджетов. Из этого делается вывод о том, что сегодня средства массовой информации как институт гражданского общества пока еще находятся на начальной стадии своего становления.
Из всего вышесказанного, следует, что, не смотря на то, что средства массовой информации имеют достаточно разработанную нормативную базу, их практическая деятельность нуждается в существенных доработках. На повестке дня – постепенное разгосударствление средств массовой информации, необходимое как обществу для реализации своих конституционных прав, добровольной концентрации интеллектуальных ресурсов, так и государству, которое может опереться на кадровые, экспертные и другие ресурсы общественности, транслируемые через телевидение и прессу. Также стоит отметить, что современные средства массовой информации в достаточно скромных объемах освещают гражданскую активность населения страны, что не является допустимым для гражданского общества. Указанный недостаток в настоящее время частично компенсируется посредством сети «Интернет», которая, в свою очередь, не является средством массовой информации. Однако этого все же недостаточно.
В заключение ответа на данный вопрос можно сделать вывод о том, что российские средства массовой информации как важнейший институт гражданского общества направлены на реализацию принципа свободы массовой информации и осуществление информационных прав граждан. При этом правовая база СМИ в части регулирования их видов, порядка и особенностей регистрации, ограничений деятельности и так далее, является на настоящей момент достаточно разработанной, хотя гражданско-правовая сторона рассматриваемых отношений все же рамочна и не конкретизирована в соответствие со спецификой деятельности средств массовой информации. Практика же деятельности СМИ свидетельствует о том, что требование об их независимости на данный момент неосуществимо, что в свою очередь ставит задачи разгосударствления средств массовой информации, ослабления контроля за их деятельностью и увеличения общего объема освещения ими актов гражданской активности населения.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.