Во Франции кроме законов в системе нормативно-правовых актов особой силой обладают регламентарные акты, издаваемые по вопросам, не входящим с сферу законодательства, исполнительно-распорядительными органами в лице правительства, министров. Конституция 1958 г. признает автономной и не подчиненной законодательной власти парламента сферу нормотворческих полномочий (так называемой регламентарной власти) органов исполнительной власти. Контроль над соответствием таких актов конституционным принципам осуществляет Государственный совет Франции. Ордонансы – акты, принимаемые правительством с разрешения парламента в течение ограниченного срока осуществлять путем ордонансов меры, которые обычно относятся к области законодательства и по заключению Государственного Совета. Ордонансы подлежат утверждению парламентом. Также есть правительственные декреты и декреты президента. Аналогичные нормативно-правовые акты существуют в других странах системы континентального права. Большое значение имеют акты, принимаемые местными органами государственной власти и управления.
Во всех странах романо-германской правовой семьи на вершине пирамиде источников права находится закон. Он образует скелет всей правовой системы, правопорядка, охватывает все аспекты правопорядка. При этом могут быть пробелы, но они незначительны.
Особенности концепции закона в романо-германской правовой семьи заключается в следующем.
Во-первых. Закон ставится во главу угла в процессе формирования и развития данной правовой семьи и составляющих ее национальных правовых систем в процессе создания и укрепления правопорядка. Это обусловлено правовой культурой и традициями, формировавшихся в странах Европы историческими, социальными, национальными и другими ценностями. Европейские страны имеют долгую и богатую историю, относительно однородный состав населения, довольно старые правовые традиции. Здесь сложилась тяга к стабильности, строгой последовательности, предсказуемости. Это стало возможно благодаря закону, нормы которого отвечают данным требованиям.
Во-вторых, в основу концепции и содержания закона традиционно закладывались всеобщие и вечные принципы разума и справедливости. Конечно, «эти принципы декларировались и в других правовых системах, но не с такой настойчивостью и последовательностью, как это делалось в странах романо-германского права, стремились воплотить их в концептуальном плане, в издаваемых законах и пытались претворить их в жизнь». Вот почему совпадают большинство норм гражданского права. Большое влияние на это оказало римское право.
В-третьих. Закон рассматривается не только в узком, в своем изначальном смысле как акт, исходящий от высшего законодательного органа страны и обладающий высшей юридической силой, но и в более широком контексте. А именно – как понятие, охватывающее законодательные акты, исходящие от уполномоченных на их издание центральных и местных, законодательных и исполнительно-распорядительных органов. При этом важно, чтобы эти акты исходили от конституционно признанных законодательных органов и принимались лишь в строго регламентированном порядке в тех случаях, когда речь идет о делегированном законодательстве, издавались только в форме, предусмотренной конституцией.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.