Также используется и другой смысл его расширительного толкования. Закон в процессе правоприменения трактуется не в прямом, буквальном плане, а понимается исходя из его духа, из заложенного в нем смысла. С помощью различных методов толкования он получает расширительный смысл. Например, кодексы рассматриваются юристами лишь как отправная точка, а не завершение пути. В результате возникла особенность применения закона. В процессе судья должен строго следовать предписаниям закона, его букве. Однако в повседневной практике значение содержащихся в статутах норм расширяется. Наиболее справедливыми и аргументированными решениями социально значимых споров являются те, которые основываются не на букве, а на духе («смысловом содержании») закона, в уяснении государственной воли, заложенной в правовых нормах.
В-четвертых. Закон не отождествляется с правом, а законопорядок, т.е. порядок, складывающийся на основе строгого и неуклонного соблюдения требований, содержащихся в законе, не рассматривается как синоним правопорядка. Хотя закон и является и главным источником права, это не означает, что он является исключительным, абсолютным или всеобъемлющим по своей значимости и степени распространенности источником. Правопорядок образуется в результате претворения в жизнь всех правовых норм, содержащихся и в других источниках права: правовых обычаях, доктрине, прецеденте, правовых принципах.
В-пятых. Закон в собственном его понимании не всегда и не во всех странах романо-германского права является актом высшего законодательного органа – парламента. Например, во Франции с 1958г. Конституция предоставляет довольно широкие полномочия в области законотворчества и другим органам – Совету министров и Государственному Совету. Парламент устанавливает некоторые основополагающие принципы, нормы, а более детально регулирующие нормы принимают вышеназванные органы. Конституция признает наличие регламентарной власти, не подчиненной законодательной власти.
В-шестых. Издание и применение законов в ряде стран романо-германского права неизменно сопровождается судебным контролем над их конституционностью. Эту функцию осуществляют конституционные суды, которые вправе признавать неконституционными законы, и тем самым отменять их действие. Степень жесткости и значимости судебного контроля над конституционностью законов в разных странах романо-германского права зависит от того, является ли конституция жесткой или мягкой, легко изменяемой. Но некоторые страны (например, Голландия и Франция) в силу исторических и иных причин вообще отказались от судебного контроля над конституционностью законов.
В-седьмых. У законов есть стиль изложения нормативного материала. В странах романо-германской правовой семьи сложились две противоположные тенденции по отношению к стилю: первая заключается в стремлении сделать законы как можно доступнее, вторая, напротив, - в применении при выработке нормы права по возможности наиболее точного технического языка, даже если это может сделать право понятным лишь специалистам. Например, содержание и смысл Гражданского кодекса Франции гораздо легче усвоить, чем смысл Германского уложения.
В-восьмых. Закон всегда выступает в своих различных проявлениях и занимает высшую ступеньку в иерархии всех остальных источников права. Но в разных странах виды законов и их классификация могут не совпадать. Например, во Франции принимаются программные законы, определяющие цели экономической и политической деятельности государства. В Испании выделяются органические законы, связанные с основными правами и свободами, законы, вводящие статуты автономных сообществ и усматривающие основные избирательные системы. Есть базовые законы, определяющие порядок, цель, объем, принципы, критерии и все иные условия делегирования законодательных полномочий от парламента к правительству. В Италии особое место занимают специальные законы, которые дополняют существующие кодексы.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.